Видеоигры: мифы и реальность

Родители очень переживают, когда их ребенок тратит время на видеоигры. Почему? Они боятся, что увлечение перерастет в болезненную страсть, а затем превратится в зависимость, от которой не избавишься потом, которая испортит жизнь…. Насколько обоснованы наши родительские страхи? Родители очень переживают, когда их ребенок тратит время на видеоигры. Почему? Они боятся, что увлечение перерастет в болезненную страсть, а затем превратится в зависимость, от которой не избавишься потом, которая испортит жизнь…. Насколько обоснованы наши родительские страхи?

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ТЕРМИНАМИ

 Зависимость, аддикция по-научному, в исходном значении слова, вызывается определенными веществами и тесно с ними связана. Так и говорят обычно: наркотическая (или никотиновая, алкогольная) зависимость. Трудно представить себе человека, который курит по две пачки сигарет в день и вдруг в один день прекращает курить, не испытывая при этом некоторой «ломки», ощущения трудно восполнимой утраты. Еще труднее представить себе подобное, если речь идет о человеке, пристрастившемся к марихуане. Это и есть зависимость: употребление определенного вещества словно пробивает некую дыру в человеке, и он вынужден без конца заполнять образовавшуюся пустоту данным веществом, без которого чувствует себя опустошенным и несчастным. Наркотики вызывают в мозгу человека химическую бурю неестественных размеров (помните: эндорфины, дофамин?..). Конечно, дофамин, к примеру, и так вырабатывается в мозгу, но наркотики усиливают этот процесс невероятно. И мозг зависимого человека привыкает к этим невероятным взлетам, перерывы между взлетами кажутся непомерно длинными и бессмысленными. И жизнь, собственно, начинается только в момент наркотического взлета. Следовательно, человек бесконечно наращивает потребление вещества, в зависимость от которого он попал. Это предельно упрощенная, но относительно достоверная картина. Ни самая вкусная еда, ни секс или видеоигры не заставят наш мозг вырабатывать такое количество дофамина. Аддикцию, или зависимость, не стоит путать с привычкой, пусть и пагубной, с некоторым расстройством поведения. Здесь проблема не в постороннем веществе, а в самом человеке. Для большей ясности возьмем в качестве примера булимию. Это расстройство пищевого поведения, серьезная проблема для человека. Однако страдальца можно вылечить, не изолируя от продуктов питания. Сама по себе еда не опасна. И миллионы людей на земле потребляют пищу, не приобретая никаких расстройств или дурных привычек. Аддикция — проблема, в большей степени, того или иного продукта (морфий, никотин…). Расстройство — проблема (очень серьезная порой!) самого человека, и только его. Если говорить конкретно про видеоигры — проблема находится в пространстве между стулом и клавиатурой.

ЭСКАПИЗМ

Видеоигры не вызывают зависимости, как наркотики. Миллионы людей время от времени тратят на них время — и ничего плохого не происходит. Любители игр не переживают ломки, выключив компьютер на недельку. Подставьте в эту конструкцию любителя наркотиков — чувствуете, как все изменилось? Перерыв в приеме героина не пройдет безболезненно для наркомана. Более того, нельзя сказать: миллионы людей принимают наркотики — и ничего плохого не происходит. Очень даже плохо все получается!

Итак, наркотики вызывают зависимость, видеоигры — нет. Увлечение видеоиграми (что скрывать, порой болезненное увлечение) логичнее назвать словом, которое впервые в этом значении использовали англичане еще в 1933 году: эскапизм, бегство от действительности в мир фантазий. Тогда речь шла о чрезмерном пристрастии к кинофильмам. И это у многих вызывало обоснованную тревогу. Аналогичные расстройства поведения, как известно, могут вызываться телевизионными сериалами, социальными сетями и даже книгами (да-да!). А настольные, спортивные игры? Они в этом плане более безопасны, поскольку требуют непосредственного общения с реальными людьми, живой коммуникации.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Это одна из главных характеристик и приманок видеоигр. Впрочем, не они одни интерактивны. Интерактивностью, способностью взаимодействовать с читателем, до некоторой степени обладает каждый текст (книга, фильм). Каждый человек любой текст, особенно художественный, понимает по-своему, через призму личного опыта, внутреннего состояния в данный момент. Таким образом, можно сказать, что книга отчасти зависит от читателя, он влияет на нее, как и она на него. Вот вам и интерактивность. Однако игры, в особенности видеоигры, гораздо более интерактивны. Они позволяют нам действовать как на физическом уровне (нажимать на кнопки), так и на уровне сознания (думать, принимать решения, делать выбор). Более того, игры, в отличие от книг (и фильмов), каждый раз — новые, иные. В книге слова, буквы останутся в том же неизменном порядке, сколько бы раз я ни перечитывал произведение. Но если я играю в «Скраббл», буквы каждый раз будут складываться в новые слова, и через несколько ходов на столе выстроится совершенно уникальная комбинация. Это еще более очевидно, если мы возьмем настольную игру посложнее, к примеру «Монополию». Что уж говорить о «Майнкрафт»? «Коробочка» с игрой — это склад неограниченного количества версий. И каждая игровая партия — воплощение одного-единственного неповторимого варианта. Здесь — секрет притягательности игр, вот почему нам хочется сыграть еще и еще раз. Кроме того, у игрока создается ощущение, что игра полностью принадлежит ему, исключительно от него зависит, только через него может состояться. Вот почему, вероятно, отдельные люди, как правило, одинокие, не признанные в социуме, так «подсаживаются» на игры: играя, они начинают чувствовать собственную значимость, ценность, уникальность. Если в жизни тебя не замечают, разве не логичнее прогуляться в иную вселенную, где тебя назовут Героем, Спасателем? Мир иллюзорный, нереальный. Куда убегают от невыносимой реальности не только дети, но и родители, и бабушки…

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Аддикция это или расстройство — нас в любом случае беспокоит ребенок, слишком долго просиживающий перед экраном компьютера, практически переселившегося в игровой мир. Что же делать? Как помочь ему? Хороший психолог, прежде чем посоветовать что-нибудь, задаст простой, но очень полезный вопрос: почему? Зависимого человека (наркомана) стоит, в первую очередь, отправить в специальную клинику, подальше от источников «опасного» вещества, а затем выстраивать схему лечения. Но если мы имеем дело с расстройством поведения, начать нужно с того, чтобы хотя бы для самого себя определить: что значит слишком много (играет, ест, смотрит телевизор) и почему это происходит. Расстройство поведения — это всегда следствие какой-то личной проблемы. Именно эту проблему нужно найти и решить. Речь не о том, чтобы сразу сообщить правильную формулировку «пациенту», сделав его, возможно, еще более несчастным, встревоженным. В рекламе многих игр прямо сказано: «Вы не сможете оторваться! Вы забудете обо всем на свете!» Маркетологи не понимают, какой опасностью веет от их слоганов? Прекрасно понимают. И понимают, что многие люди на самом деле хотят оказаться в этом состоянии «оторванности» от времени, от проблем, они хотят забыть и не думать. Именно эту возможность производитель им честно предлагает. Но в реальность вернуться все равно придется, и тут от нас, родителей, взрослых, во многом зависит, найдет ли в этой реальности ребенок нечто, способное наполнить его жизнь смыслом, радостью. Сможет ли он почувствовать себя нужным, ценным — для семьи, друзей? Поскольку игра не наркотик (кажется, доказали?), проблему все равно придется решать с ребенком.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МАЛЫШЕЙ

Никаких планшетов, приставок, компьютеров — до трех лет. И даже телевизора, мультиков — по- меньше. Никаких игр по Сети до шести лет. А заодно — никаких покупок по Интернету. Вообще — поменьше Интернета. Никаких игр по Сети с участием нескольких игроков до семи лет. В крайнем случае — в присутствии, с участием взрослого. И до совершеннолетия ребенка (до 18 лет — минимум) проявляйте любопытство: во что он играет. Разговаривайте с ним о его любимых играх, старайтесь понять, что его в них привлекает, что не нравится (кстати, у вас всегда будет хорошая идея: что бы подарить ребенку на день рождения или к окончанию учебного года). И играйте сами! Понемногу. Хотя бы для того, чтобы понять, каково это: строить цивилизацию, спасать беззащитных граждан… Игра — это такая штука: пока не попробуешь — не поймешь.

использованы материалы

Оскар Барда

"Школа для родителей" -№4.  апрель, 2016.

Обновлено 04.10.2016 09:50  

Главное меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство
Педагогический состав
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Специальная оценка условий труда
Заочное обучение
Профориентация
ЕГЭ
Система менеджмента качества
Сертификат СМК
Политика в области качества
Абитуриенту
Прием 2018
График работы приемной комиссии
Документы
Стоимость обучения
Трудоустройство выпускников
Общежитие
Поданные заявления
Приказ о зачислении
АИСТ
Ссылки
Контакты
Услуги
План-график совещаний
Независимая оценка качества оказания услуг
Информация по противодействию коррупции
Информация по противодействию экстремизму
Школа ответственного родительства
Дорожная безопасность
WorldSkills
О WorldSkills
Региональный этап 2017
Региональный этап 2016
Поиск
Карта сайта

КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж" успешно прошел сертификацию на соответствие системы менеджмента качества требованиям российского и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ИСО 9001-2015)

Температура в колледже

 

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +22.

Общежитие: +23.

 

hotline_temp