Педагогический артистизм как целостная характеристика личности и деятельности учителя начальных классов, воспитателя ДОУ

Перед современной системой образования в России, да и во всем мире, ставится задача развития индивидуальности человека, раскрытия творческого потенциала каждой личности.

Будущий учитель начальных классов, воспитатель ДОУ, работающий с детьми дошкольного и школьного возраста, играет в этом процессе первостепенную роль, т.к. именно он является наставником детей, ведет их по огромным лабиринтам знаний, помогает сформировать те или иные компетенции, необходимые человеку в жизни и в будущем профессиональном определении.

Ключевые вопросы, которые мы обозначили:

- Готов ли современный учитель к решению этих сложных профессиональных задач в полной мере?

- Какие качества необходимы учителю формировать и развивать, чтобы постоянно оставаться интересным детям, окружающим его людям?

- Что означает понятие «самопрезентация учителя»?

В современных исследованиях уделяется не малое внимание готовности учителя к решению профессиональных задач. Исследования и размышления о разных аспектах профессиональной готовности учителя начальных классов мы находим у Сластенина В.А., Кузьминой Н.В., Воробьевой Н.А., Пидкасистого Л.И.

О подготовке воспитателя к работе с детьми дошкольного возраста мы также читаем у Радыновой О.П., Зиминой А.Н. и др. Но менее всего в этих исследованиях упоминается о таких составляющих профессиограммы учителя как «самопрезентация» и «педагогический артистизм».

У учителя не ремесленника, а новатора, человека мыслящего творчески, хорошо развита эмоциональная сфера. Такой учитель - человек ищущий, стремящийся к нестандартным решениям, как правило, достигает положительного результата в своей работе.

Артистизм человека основан на образных ассоциациях, сопряженных с оттенками мыслей, переживаний, с внешними движениями и всей структурой его деятельности. Подлинный артистизм – это выражение богатого внутреннего мира человека, в том числе и учителя.

Педагогический артистизм является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым, а не становиться сухим, черствым. Благодаря артистизму деятельность педагога поднимается до уровня искусства. При помощи этого качества учитель имеет возможность влиять не только на умы, но и чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

В исследованиях Вагановой Ж.Д., Булатовой О.С, Кузовлева В.П. педагогический артистизм выделен как компонент творческой индивидуальности учителя. Педагогический артистизм трактуется как способность целесообразного гармоничного взаимодействия педагога с учениками. При этом учитель принимает на себя разные роли: наставника, друга, партнера, советчика, слушателя, собеседника…

Михеева Е.Г. в своих работах пишет, что артистизм учителя есть ни что иное, как системное личностное образование, которое продолжается все время, пока педагог работает с детьми. Артистизм, по ее мнению, это самовыражение, основанное на наблюдениях, ассоциациях, эмоциях. Оставаясь самим собой с помощью вербальных и невербальных средств общения, педагог перевоплощается и тем самым привлекает внимание, вызывает постоянный интерес у своих учеников.

Обладая чувством ритма, пространства и времени, хорошо поставленной речью, выразительной интонацией, мимикой и жестами, а, главное, способностью проживать ситуацию здесь и сейчас, педагог достигает своего педагогического замысла. При этом великую роль играет толерантность педагога, внешняя привлекательность, обаяние, умение улыбаться, со вкусом одеваться.

«Внешние движения в творческой манере педагога сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний» пишет Т.Э.Тютюнникова (2.с. 58)

«Чем чище, упорядоченнее и красивее движение, тем лучше деятельность мозга» отмечает Э.Жак-Далькроз (1. с.74), французский педагог-музыкант.

Крупнейший психолог Б.Теплов подчеркивал, что «музыка ….может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание» (3. с. 327- 354)

Из этих высказываний следует, что если мы будем воспитывать у будущих учителей начальных классов и воспитателей ДОУ пластичность движений, выразительность речи, умение общаться с аудиторией, развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности, артистичность, то тем самым мы будем развивать у них и умение мыслить, быть педагогом совершенным и востребованным.

Педагогическая система, основанная на развитии чувства ритма у человека, благотворно влияет на развитие творящего, организующего жизнь начала. Пластические этюды под музыку, утверждал Жак-Далькроз, способны развивать творческие способности в человеке, раскрепощать его, воспитывать свободу тела и духа, полет творческой фантазии. Люди, занимающиеся по этой системе, освобождаются от комплексов и зажимов, обретают радость жизни, воспитывают волю и самообладание. Ощущая в себе ритм, мы учимся находить себя в пространстве. Для учителя и воспитателя, работающего с детьми, это очень важно.

На всех дисциплинах музыкального цикла в педагогическом колледже мы обращаем внимание на эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки. При этом глубоко рассматривается образное содержание музыкальных произведений, те чувства и мысли, которые хотел донести до нас композитор. Кроме того, специальные занятия в области дополнительной подготовки и факультативов, такие как детский музыкальный театр, где студенты выполняют этюды на различные навыки артистизма, вокальный, инструментальный и танцевальный ансамбли, позволяют делать акцент на развитие эмоциональности будущего педагога, его артистичность.

Т.о, воспитывая эмоциональную культуру личности, педагогический артистизм у будущих педагогов на уроках музыки и во внеурочной деятельности мы решаем, куда боле важные задачи – воспитываем внутреннюю свободу студента, пластичность, учим его ощущать себя в пространстве и выстраивать пространство вокруг себя и учеников.

В конечном итоге студенты с развитым артистизмом более успешны на педагогической практике в ДОУ и в школе, а также, в самостоятельной профессиональной деятельности. Это главный определитель успеха социализации человека в обществе.

Литература:

1. Жак-Далькроз Э. Ритм – М.: Классика-21,2006

2. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. – М.: УРСС,2003

3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей.- М.,1985

В.М.Агрызкова, преподаватель музыки

октябрь 2012г

 

Главное меню

Таблетки для похудения эффективные. Эффективные зеленые таблетки для похудения. Таблетки для похудения отзывы цена. Сердечная недостаточность симптомы. Бывает ли острое сердечное недостаточность. Острая сердечная недостаточность причины. Народное лечение гипертонии. Лучшие методы лечения гипертонии. Артериальная гипертония лечение. Методы лечения алкогольной зависимости. Лечение алкогольной зависимости в домашних условиях. Быстрое лечение алкогольной зависимости отзывы. Мужское бесплодие причины. Важные бесплодие причины лечение. Психологические причины бесплодия. Ринопластика до и после. Сколько стоит ринопластика в россии. Рнопластика кончика носа. Сделать пластическую операцию. Где сделать пластическая операция лица. Сколько стоит пластическая операция. Лечение артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия рекомендации от доктора. Артериальная гипертензия степени риска.
Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Заочное обучение
Профориентация
Абитуриенту
Прием 2019
График работы приемной комиссии
Документы
Стоимость обучения
Трудоустройство выпускников
Общежитие
Приказ о зачислении
Контакты
Политика обработки персональных данных
План-график совещаний
Услуги
Специальная оценка условий труда
Информация для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Независимая оценка качества оказания услуг
Информация по противодействию коррупции
Информация по противодействию экстремизму
Школа ответственного родительства
Дорожная безопасность
WorldSkills
О WorldSkills
Региональный этап 2018
Региональный этап 2017
Региональный этап 2016
Поиск
Карта сайта
Аттестация
К юбилеям М.Т. Калашникова и В.М. Шукшина

КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж" успешно прошел сертификацию на соответствие системы менеджмента качества требованиям российского и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ИСО 9001-2015)

Температура в колледже

 

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +22.

Общежитие: +23.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07