Педагогический артистизм как целостная характеристика личности и деятельности учителя начальных классов, воспитателя ДОУ

Перед современной системой образования в России, да и во всем мире, ставится задача развития индивидуальности человека, раскрытия творческого потенциала каждой личности.

Будущий учитель начальных классов, воспитатель ДОУ, работающий с детьми дошкольного и школьного возраста, играет в этом процессе первостепенную роль, т.к. именно он является наставником детей, ведет их по огромным лабиринтам знаний, помогает сформировать те или иные компетенции, необходимые человеку в жизни и в будущем профессиональном определении.

Ключевые вопросы, которые мы обозначили:

- Готов ли современный учитель к решению этих сложных профессиональных задач в полной мере?

- Какие качества необходимы учителю формировать и развивать, чтобы постоянно оставаться интересным детям, окружающим его людям?

- Что означает понятие «самопрезентация учителя»?

В современных исследованиях уделяется не малое внимание готовности учителя к решению профессиональных задач. Исследования и размышления о разных аспектах профессиональной готовности учителя начальных классов мы находим у Сластенина В.А., Кузьминой Н.В., Воробьевой Н.А., Пидкасистого Л.И.

О подготовке воспитателя к работе с детьми дошкольного возраста мы также читаем у Радыновой О.П., Зиминой А.Н. и др. Но менее всего в этих исследованиях упоминается о таких составляющих профессиограммы учителя как «самопрезентация» и «педагогический артистизм».

У учителя не ремесленника, а новатора, человека мыслящего творчески, хорошо развита эмоциональная сфера. Такой учитель - человек ищущий, стремящийся к нестандартным решениям, как правило, достигает положительного результата в своей работе.

Артистизм человека основан на образных ассоциациях, сопряженных с оттенками мыслей, переживаний, с внешними движениями и всей структурой его деятельности. Подлинный артистизм – это выражение богатого внутреннего мира человека, в том числе и учителя.

Педагогический артистизм является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым, а не становиться сухим, черствым. Благодаря артистизму деятельность педагога поднимается до уровня искусства. При помощи этого качества учитель имеет возможность влиять не только на умы, но и чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

В исследованиях Вагановой Ж.Д., Булатовой О.С, Кузовлева В.П. педагогический артистизм выделен как компонент творческой индивидуальности учителя. Педагогический артистизм трактуется как способность целесообразного гармоничного взаимодействия педагога с учениками. При этом учитель принимает на себя разные роли: наставника, друга, партнера, советчика, слушателя, собеседника…

Михеева Е.Г. в своих работах пишет, что артистизм учителя есть ни что иное, как системное личностное образование, которое продолжается все время, пока педагог работает с детьми. Артистизм, по ее мнению, это самовыражение, основанное на наблюдениях, ассоциациях, эмоциях. Оставаясь самим собой с помощью вербальных и невербальных средств общения, педагог перевоплощается и тем самым привлекает внимание, вызывает постоянный интерес у своих учеников.

Обладая чувством ритма, пространства и времени, хорошо поставленной речью, выразительной интонацией, мимикой и жестами, а, главное, способностью проживать ситуацию здесь и сейчас, педагог достигает своего педагогического замысла. При этом великую роль играет толерантность педагога, внешняя привлекательность, обаяние, умение улыбаться, со вкусом одеваться.

«Внешние движения в творческой манере педагога сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний» пишет Т.Э.Тютюнникова (2.с. 58)

«Чем чище, упорядоченнее и красивее движение, тем лучше деятельность мозга» отмечает Э.Жак-Далькроз (1. с.74), французский педагог-музыкант.

Крупнейший психолог Б.Теплов подчеркивал, что «музыка ….может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание» (3. с. 327- 354)

Из этих высказываний следует, что если мы будем воспитывать у будущих учителей начальных классов и воспитателей ДОУ пластичность движений, выразительность речи, умение общаться с аудиторией, развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности, артистичность, то тем самым мы будем развивать у них и умение мыслить, быть педагогом совершенным и востребованным.

Педагогическая система, основанная на развитии чувства ритма у человека, благотворно влияет на развитие творящего, организующего жизнь начала. Пластические этюды под музыку, утверждал Жак-Далькроз, способны развивать творческие способности в человеке, раскрепощать его, воспитывать свободу тела и духа, полет творческой фантазии. Люди, занимающиеся по этой системе, освобождаются от комплексов и зажимов, обретают радость жизни, воспитывают волю и самообладание. Ощущая в себе ритм, мы учимся находить себя в пространстве. Для учителя и воспитателя, работающего с детьми, это очень важно.

На всех дисциплинах музыкального цикла в педагогическом колледже мы обращаем внимание на эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки. При этом глубоко рассматривается образное содержание музыкальных произведений, те чувства и мысли, которые хотел донести до нас композитор. Кроме того, специальные занятия в области дополнительной подготовки и факультативов, такие как детский музыкальный театр, где студенты выполняют этюды на различные навыки артистизма, вокальный, инструментальный и танцевальный ансамбли, позволяют делать акцент на развитие эмоциональности будущего педагога, его артистичность.

Т.о, воспитывая эмоциональную культуру личности, педагогический артистизм у будущих педагогов на уроках музыки и во внеурочной деятельности мы решаем, куда боле важные задачи – воспитываем внутреннюю свободу студента, пластичность, учим его ощущать себя в пространстве и выстраивать пространство вокруг себя и учеников.

В конечном итоге студенты с развитым артистизмом более успешны на педагогической практике в ДОУ и в школе, а также, в самостоятельной профессиональной деятельности. Это главный определитель успеха социализации человека в обществе.

Литература:

1. Жак-Далькроз Э. Ритм – М.: Классика-21,2006

2. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. – М.: УРСС,2003

3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей.- М.,1985

В.М.Агрызкова, преподаватель музыки

октябрь 2012г

 

Главное меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Заочное обучение
Профориентация
Абитуриенту
Прием 2019
График работы приемной комиссии
Документы
Стоимость обучения
Трудоустройство выпускников
Общежитие
Поданные заявления
Приказ о зачислении
Контакты
Политика обработки персональных данных
План-график совещаний
Услуги
Специальная оценка условий труда
Информация для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Независимая оценка качества оказания услуг
Информация по противодействию коррупции
Информация по противодействию экстремизму
Школа ответственного родительства
Дорожная безопасность
WorldSkills
О WorldSkills
Региональный этап 2018
Региональный этап 2017
Региональный этап 2016
Поиск
Карта сайта
Аттестация
К юбилеям М.Т. Калашникова и В.М. Шукшина

КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж" успешно прошел сертификацию на соответствие системы менеджмента качества требованиям российского и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ИСО 9001-2015)

Температура в колледже

 

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +22.

Общежитие: +23.

 

hotline_temp