Особенности деятельности учителя физической культуры

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

  1. шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
  2. необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  3. значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  4. ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

  1. необходимость показывать физические упражнения;
  2. осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
  3. необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  1. климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
  2. санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности.  Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость,  выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.

   Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:

  1. Мировоззрение личности;
  2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
  3. Педагогические способности;
  4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшими профессиональными качествами являются:

  • владение предметом преподавания и методикой,
  • психологическая подготовка,
  • общая эрудиция,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение образовательными технологиями,
  • знание ученического коллектива
  • организаторские умения и навыки,
  • научная увлеченность,
  • педагогический такт,
  • педагогическая техника,
  • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
  • коммуникативные навыки,
  • ораторское искусство и т.д.

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
  2. академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;
  3. перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
  4. речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
  5. организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
  6. авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
  7. коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
  8. педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
  9. аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением.

И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.  Умения учителя физической культуры - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков.

I. Психолого-педагогические умения.

  1. Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
  2. Уметь  анализировать  педагогические явления в процессе физического воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  3. Анализировать передовой педагогический опыт.
  4. Уметь сопереживать, понимать  эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний  мир (проявлять эмпатию).
  5. Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

  1. Потребность в самопознании.
  2. Самостоятельность и самокритичность.
  3. Трудолюбие и прилежание.
  4. Дисциплинированность.
  5. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
  6. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

  1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
  2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
  4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
  5. Руководить действиями  школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
  6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

  1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
  2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
  3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр  на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях,  туристических походах и т.п.
  4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

V. Исследовательские умения.

  1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и  методики психолого-педагогического  изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
  2. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
  3. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
Обновлено 05.09.2018 07:30  

Главное меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство
Педагогический состав
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Специальная оценка условий труда
Заочное обучение
Профориентация
ЕГЭ
Система менеджмента качества
Сертификат СМК
Политика в области качества
Абитуриенту
Прием 2018
График работы приемной комиссии
Документы
Стоимость обучения
Трудоустройство выпускников
Общежитие
Поданные заявления
Приказ о зачислении
АИСТ
Ссылки
Контакты
Услуги
План-график совещаний
Независимая оценка качества оказания услуг
Информация по противодействию коррупции
Информация по противодействию экстремизму
Школа ответственного родительства
Дорожная безопасность
WorldSkills
О WorldSkills
Региональный этап 2018
Региональный этап 2017
Региональный этап 2016
Поиск
Карта сайта

КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж" успешно прошел сертификацию на соответствие системы менеджмента качества требованиям российского и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ИСО 9001-2015)

Температура в колледже

 

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +22.

Общежитие: +23.

 

hotline_temp