Осенняя депрессия

Что такое осень?

Время, когда подросткам особенно

хочется уйти— в депрессию или в загул

Подростковые трудности воспринимаются родителями как неожиданное и незаслуженное бедствие. Все было хорошо — и вдруг! С другой стороны, а кто проверял? Проводилась ли профилактика?

Положено, чтобы дети время от времени обследовались у разных врачей — проходили диспансеризацию. Специалист вовремя заметит проблему, постарается помочь, пока мелкие несовершенства организма не приобрели размеров бедствия. Стоматолог — регулярно, раза два в году. Кардиолог, невролог — время от времени. У кого вечная ангина — частый посетитель кабинета отоларинголога…

Только к психиатру никто не идет по доброй воле, профилактически. Во-первых, существует убеждение, что этот доктор у любого найдет что-то «неправильное». А во-вторых, непременно залечит самыми опасными лекарствами, испортит анкету, исковеркает характер.

Попробуем разобраться: с чем и когда все-таки необходимо обращаться к психиатрам, отбросив страхи и предубеждения, а главное — как укреплять душевное здоровье наших детей (дословный перевод слова «психиатр» с греческого — душевед).

Главное условие

Основные жалобы тех, кто приходит к психиатру: детские страхи, тики, странное, порой опасное поведение, капризы, вредные привычки. Очевидные проблемы.

Никто ни разу не пришел с вопросом: мне кажется, мой ребенок несчастлив. А разве не для счастья мы рожаем детей?

Я своих юных пациентов часто спрашиваю: у тебя детство счастливое? Отвечают, как философы:

— По-разному.

Уточняю:

— Как в школе?

— Плохо.

— А с друзьями?

— Так себе.

— А дома?

— Не очень...

— А детство счастливое?

Взгляд на маму, сидящую рядом:

— Счастливое!

Давно вычитал замечательную фразу: «Если возникают проблемы с воспитанием, немедленно бросайте воспитывать».

Прежде чем начинать борьбу во имя счастливого будущего, подумайте, как это связано с сегодняшним счастьем ребенка. Или хотя бы с его благополучием.

Чтобы не выглядеть голословным, обращусь к статистике: не более 14% детей здоровы к окончанию школы. И это не только гастриты, сколиозы, близорукость, но и различные заболевания, связанные как раз с нейропсихической сферой. Бывают, конечно, врожденные недуги. Но слишком часто мы сами превращаем своих детей в инвалидов. Как?

Хорошее образование

Уважаемые родители, посчитайте, какова рабочая неделя вашего ребенка. Для справки, стандартная рабочая неделя взрослого, по законодательству, 36 часов.

У подростка, по моим данным, 60 часов, 74 часа... Это он в школе отсидел от звонка до звонка, домашние задания сделал, с репетиторами позанимался. Я вам сейчас про шести-, семиклассника рассказываю (про выпускников и думать- то страшно) и не считаю при этом время, которое подростки тратят на дорогу, на занятия спортом и музыкой. 74 часа в неделю — интеллектуальной нагрузки. Дети из хороших семей, воспитанные, любимые.

"Прежде чем начинать борьбу во имя счастливого будущего, подумайте, как

это связано с сегодняшним счастьем ребенка. Или хотя бы с его благополучием."

Удивительно ли, что они впадают в депрессии, агрессию и прочие крайности?

Идем дальше. Стандартный вопрос: чаще хвалите или критикуете ребенка? Главное: хвалите ли вы его так, чтобы понял, какой он замечательный, или с прохладцей, чтобы не зазнавался, не расслаблялся.

«Конечно, неплохо, но вот если бы еще постарался»…

Это похвала? Это окрыляет? Он, может быть, как раз и старался изо всех сил, на пределе.

«Подумаешь, другие же справляются»…

Но ваш — не другой. У каждого своя весовая категория, как в спорте. Бессмысленно сравнивать.

Вот эти наши загруженные выше всякой меры подростки, неуверенные в себе, недооцененные. У них словно и не было детства — они трудиться начали еще в детском саду: чтение, английский, математика…

И образовательное учреждение вынуждена учитывать ситуацию. Оно теперь учит не только писать, считать, но и общаться, играть, развивает координацию у ребят, моторику… Всеми этими премудростями мое поколение овладевало во дворе, совершенно самостоятельно: без всяких методистов и наставников мы играли дотемна в ножички, вышибалы, в резиночку. И были счастливы.

Вот если бы школа приносила ребенку такую же радость, ему бы и 74 часа занятий не повредили.

Семейные обязанности

Спросите ребенка: хочет ли он стать взрослым? Оказывается, чаще всего — не хочет. У него и в детстве куча проблем, а впереди — ему видится просто мрак кромешный. Сплошные мучения и никакой радости.

Вот если в семье 2 ребенка: шестиклассник и пятилетка, к примеру. Спрашиваю старшего:

— Брат тебя слушается?

— Нет.

— У кого больше прав?

— Одинаково.

— А обязанностей?

Тут и ответа не требуется.

Младший сын ни капельки не завидует старшему. А должен. Поскольку обычно дети видят только привилегии взрослых и не замечают их труда, ответственности. А раз никаких привилегий, никаких преимуществ — захочется ли ребенку взрослеть?

"Взросление должно быть радостным. Не легким — но все-таки радостным."

Более того. Спрашиваю родителей:

— Кто в семье самый главный?

Обычно — самый маленький. Почему? Он самый умный? Самый полезный? Он — безвинный самозванец. И, честно говоря, его это сильно тревожит: собственная власть, то, что все его слушаются. Дети вовсе не чувствуют себя настолько сильными. Им, живущим во многом инстинктами, важна иерархия. Сила родителей им жизненно необходима. Так спокойнее расти, под защитой. И подросткам — в том числе.

Временные трудности

В подростковом возрасте некоторый регресс всех навыков и привычек — явление закономерное: был мальчик аккуратным — стал неряхой, был пластичным — стал раскоординированным, учился замечательно — вдруг появились тройки.

Так всегда бывает при переходе с одного этапа на другой. Это как прыжок через пропасть. Дойдя до края, ты должен чуть отойти назад и разбежаться, чтобы перескочить разрыв. И снова вернуться к поступательному движению.

С пониманием и терпением воспринимая временные трудности ребенка, родители могут показать ему пример не только уважения, но и разумного отстаивания личных интересов.

Скажем, у подростка есть своя территория в доме. Это, кстати, важное условие, потребность любого ребенка — личное пространство, если не комната, так хоть уголок.

В то же время — это все равно ваша квартира, ваша собственность и, соответственно, ответственность. Поэтому непременное условие: не наносить вред имуществу, другим членам семьи.

«Это, конечно, твоя комната, но там не должно быть разбросанных по углам остатков еды. Потому что если пойдут тараканы по квартире, это станет нашей общей проблемой. Ты, разумеется, вправе слушать любимую музыку, но после 9 вечера придется уменьшить громкость, чтобы не мешать спать бабушке».

Могут быть и другие условия (насчет застеленной кровати, валяющихся на полу вещей), и можно обойтись без дополнительных сложностей. Но тогда и гостей у себя принимай (в неубранной по собственной воле комнате). И вообще: свою территорию обустраивай, как хочешь, а на родительскую — не лезь. Уважай границы!

Что делать, если границы все же нарушены?

В психологии известна методика трех «я-высказываний»: в случае какой-либо неприятности, обращаясь ко всем заинтересованным лицам, спокойно, никого не оскорбляя, не обвиняя, вы сообщаете: «я чувствую» (по поводу неприятного поведения, а не того, кто это сотворил), «я думаю» (опять — только по поводу поведения, а не личности сотворившего), «я собираюсь в следующий раз…» И не вступаете в дальнейшее разбирательство: кто виноват, как получилось.

Главное — подумать, что именно вы готовы сделать, если нежелательная ситуация повторится. И на самом деле выполнить задуманное. Чтобы появилось у подростка какое-то представление о причинно-следственных связях, возможных последствиях поступков.

Тогда не придется вздыхать: «Мы же его предупреждали…».

«Мы же его предупреждали, что он опоздает на экзамен!» Но до этого он хоть раз опоздал? Вы каждое утро будили деточку, торопили, нервничали. На ком лежала ответственность? Пусть ребенок получит опыт реальной ответственности за собственные решения.

Этот опыт пригодится при установлении всех семейных договоренностей, внутренних правил.

Подросток хочет приходить домой с прогулки попозже?

— Хорошо, но после 9 вечера я должен знать, где ты находишься. Есть мобильный телефон, позвони, предупреди о новом месте пребывания, о времени возвращения.

Не получается — возвращайся пораньше. Все остальные детали (деньги кончились, батарейка села…) несущественны.

Сами не справимся

Со всеми подростками временами трудно договориться. Родители стараются быть то мягче, то строже, обращаются к психологам, советуются с учителями.

Когда все же пора обращаться к врачу-психиатру?

Есть несколько принципиальных отличий девиантного (отклоняющегося) поведения от психического расстройства.

Прежде всего, спаянность поведения с личностно-характерологической структурой личности ребенка. Это когда те или иные особенности поведения не ситуативны, а системны, объясняются присущими данному человеку ценностями, приоритетами. К примеру, подросток что-то украл. Это может быть спонтанно (от голода, на спор, от зависти). А может быть вызвано устойчивой потребностью — хвастаться, обогащаться, коллекционировать…

Второе отличие — генерализация. «Неправильное» поведение выходит за рамки конкретной ситуации: ученик прогуливает не только контрольные, но и обычные уроки, дерется не только с братом — со всеми подряд.

Следующий признак — полиморфизм. Подросток нарушает сразу несколько норм: не только дисциплину, но и социальные нормы, правовые, проявляет аутоагрессию (суицидальные попытки).

Серьезный критерий — сочетание девиантного поведения с аффективными и (или) невротическими расстройствами. То есть подросток не только плохо себя ведет, он и сам несчастен, у него страхи, плохое настроение, депрессия…

Если хотя бы три признака из вышеперечисленных имеют отношение к вашему ребенку, стоит записываться на прием не к психологу — к психиатру.

Это не значит, что врач выпишет таблетки и все пройдет, как кашель или насморк. Потребуются совместные усилия специалистов, родственников. Но обращение к врачу — это возможность убедиться, что мы действительно имеем дело с трудностями переходного возраста (временными, преходящими), а не симптомами какого-нибудь заболевания, которое имеет тенденцию развиваться и осложняться.

Юрий Шевченко,

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой детской и подростковой

психиатрии, психотерапии и медицинской

психологии Российской медицинской академии

материал подготовила преподаватель О.Е.Чусовитина

 

 

Обновлено 14.10.2015 05:07  

Главное меню

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Руководство
Педагогический состав
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Специальная оценка условий труда
Информация для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Заочное обучение
Профориентация
ЕГЭ
Система менеджмента качества
Сертификат СМК
Политика в области качества
Абитуриенту
Прием 2018
График работы приемной комиссии
Документы
Стоимость обучения
Трудоустройство выпускников
Общежитие
Поданные заявления
Приказ о зачислении
АИСТ
Ссылки
Контакты
Услуги
План-график совещаний
Независимая оценка качества оказания услуг
Информация по противодействию коррупции
Информация по противодействию экстремизму
Школа ответственного родительства
Дорожная безопасность
WorldSkills
О WorldSkills
Региональный этап 2018
Региональный этап 2017
Региональный этап 2016
Поиск
Карта сайта
Аттестация 2018

КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж" успешно прошел сертификацию на соответствие системы менеджмента качества требованиям российского и международного стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ИСО 9001-2015)

Температура в колледже

 

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +22.

Общежитие: +23.

 

hotline_temp