Семья всегда была, есть и будет одним из звеньев воспитания подрастающего поколения.
Большое внимание на процесс формирования личности ребёнка оказывает личный пример и авторитет родителей. Пример родителей и старших членов семьи очень важен в становлении взглядов, идеалов и воспитании привычек детей.
Интересы родителей, их поведение и взаимоотношения, оказывают непосредственное воздействие на ребёнка. Великий русский педагог и психолог К.Д.Ушинский указывал, что успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя, постоянно и непосредственно общающегося с детьми, что влияние на молодую душу личного примера воспитателя составляет основную воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений.
Положительный пример - могучая сила, он важнейший фактор формирования личности ребёнка. Пример, прежде всего, служит ребёнку средством познания жизни. Наблюдая действия, труд, поведение взрослых, их обращение с другими людьми и вещами, их речь, дети приобретают большой запас знаний в форме живых наглядных представлений. Пример не только учит, но и воспитывает. Он возбуждает в детях различные чувства, формирует их вкусы и мировоззрение, вызывает у них определённые стремления и желания.
Дети воспринимают и усваивают пример обычно путём подражания. Но нельзя смотреть на подражание лишь как на механическое копирование. Однако характер подражания меняется вместе с развитием ребёнка:
* маленький ребёнок подражает главным образом внешним чертам в поведении взрослого человека: воспроизводит очень метко отдельные выражения и действия, мимику и жест, манеру говорить и одеваться, позу и походку /ходит по комнате заложив руки за спину/
* дети в младшем школьном возрасте подражают своим родителям и уже другим членам семьи, особенно старшим братьям и сёстрам;
* дети в старшем школьном возрасте подражают по-иному, от более внешнего к внутреннему.
Если взрослые поощряют подражание трудовое, то дети легко овладевают доступными им трудовыми навыками, у них воспитывается любовь к труду. Сознание того, что они помогают папе и маме и труд их высоко оценён, наполняет детские сердца глубокой радостью и удовлетворением.
Оказывая многостороннее влияние на развитие ребёнка, подражание может действовать не только положительно. Маленькие дети ещё плохо понимают что такое «хорошо» и что такое «плохо» и часто одинаково подражают всему - и хорошему и плохому.
Если взрослый в присутствии детей сквернословит, выпивает, грубо ведёт себя , то всё это повторяют и дети. Родители порой удивляются, откуда у их ребёнка появилась та или иная дурная черта в поведении. Они готовы винить школу, уличных мальчишек, соседей, друзей, но не замечают, что ребёнок перенял эту черту у них самих. Отец жалуется, что его сын не убирает за собой вещи. Выясняется, что он сам не убирает за собой, объясняя это тем, что он «взрослый, а сын – молокосос». В неряшливости мальчика виноват сам отец. Прежде всего - родительская требовательность к себе.
«Ваше собственное поведение - самая решающая роль. Не думайте. что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его, в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это для ребёнка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» /А.С.Макаренко./
В крепко слаженной семье ребёнок растёт честным, трудолюбивым, исполнительным.
Сила воздействия примера родителей зависит и от их авторитета. Чем выше авторитет, тем сильнее влияние взрослых на формирование характера и поведение подростка. АВТОРИТЕТ родителей – одно из условий правильного воспитания. Отсутствие авторитета обычно ведёт к тому, что подростки ни о чём не говорят родителям, на замечания родителей отвечают грубостью и непослушанием. Дети должны видеть в отце и матери своих лучших друзей, с которыми можно поделиться самым сокровенным, от которых не захочется что-либо скрыть.
Отец долгое время являл собой корень семьи, ее фундамент, ее основу. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Совсем иначе выглядит современный отец. Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому ее главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания в семье. Сегодня определенная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, совершенно не присущих им всего несколько десятилетий назад. К их числу относится некоторое снижение волевой активности, уровня самодеятельного домашнего труда, затрат свободного времени на детей, чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у сыновей и за их профессиональнее (трудовое) определение; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, обидчивы, тщеславны); усиление интереса к своей внешности, повышение у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга в ущерб самообразованию и творческому труду. Специалисты утверждают, что авторитет отца особенно важен в семье для мальчиков, поскольку отец является для них образцом поведения, подражания. Но в результате опроса выяснено, что только 30 % мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом к отцу. Подростковый максимализм выступает по отношению к отцу более явственно и решительно, чем по отношению к матери: к ней у сына больше снисхождения и терпимости. Особенно чувствительны дети к «двойной морали» отцов. Сами себе они этот недостаток нередко прощают, а вот отцам – никогда. Сохранение и повышение собственного авторитета в глазах сына – одна из важнейших задач, которые предстоит решить отцу в процессе отцовского воспитания.
Иногда бывает так, что пока ребёнок маленький, он уважает родителей, слушается их, но вдруг наступает момент, когда ребёнок перестаёт подчиняться. Вся беда в том, что родители не замечают изменений, происходящих в детях, они продолжают к ним относиться так, как относились к маленьким. Родители теряются в догадках, когда падает их авторитет, объясняют это дурным влиянием товарищей. Авторитет родителей быстро разрушается обычно в тех случаях, когда он построен на ложных основаниях, на чрезмерном обожании ребёнка, удовлетворении всех его желании и капризов или, наоборот, подавлении личности детей и суровом обращении с ними. У родителей отсутствует ровное, достаточно ласковое, вежливое обращение с детьми, при сохранении требовательности и подлежащей строгости. Такие родители грубят, постоянно запугивают,
Осыпают бранными словами, всячески оскорбляют и даже прибегают к физическим наказаниям, считая их радикальными средствами воспитания. Они не понимают, что тем самым бьют по самому дорогому в чувствах ребёнка - по его любви, уважению и доверию к родителям. В детях воспитывается страх, лживость, озлобленность и ответная грубость.
Особенно отрицательное влияние оказывает на детей отсутствие единства требований у обоих родителей. Ненормальные взаимоотношения между родителями, ссоры и конфликты, недоверие, пьянство - неблагоприятно отражаются на детях, порождают в них чувство отчуждённости замкнутости, иногда даже враждебное отношение к родителям.
Психологи говорят, что сегодня может выжить тот, кто найдет опору в семье, в отношениях со своими близкими. Проанализировав сочинения подростков на тему «хорошие родители – это...», можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся качества хороших родителей:
- умение понимать сына или дочь;
- умение поддержать и подсказать в трудную минуту;
- умение быть заботливыми, любящими, добрыми и отзывчивыми, часто улыбающимися;
- умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.
Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Используемые источники информации:
- Макарова Ю. А. Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/06/14/problema-vzaimootnosheniya-detey-i-podrostkov
- Полушина Е. А. Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/11/26/vystuplenie-na-roditelskom-sobranii-rol-primera-i
- Роль личного примера родителей в воспитании ребенка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://navgymnasiumnn.edusite.ru/p256aa1.html
Материал подготовила преподаватель Большина И. Г.