Что такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Почти каждый из взрослых является либо родителем, либо учителем, либо приятелем, либо чьим-то родственником так, что, время от времени приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.
Педагогическая ситуация — это определенная ситуация, возникающая в образовательном процессе, которая требует вмешательства педагога для ее разрешения или управления. Она может возникать в различных образовательных контекстах, таких как школа, детский сад и другие.
Решение педагогической ситуации требует активного участия педагога. Учитель должен анализировать ситуацию, определять ее причины и последствия, выбирать подходящие методы и стратегии для ее разрешения. Необходимо учитывать этические аспекты, соблюдать принципы справедливости, уважения и доверия по отношению ко всем участникам педагогической ситуации. Ситуация требует от педагога глубокого понимания особенностей воспитанников, их потребностей, способностей и интересов для создания оптимальных условий обучения. Педагогическая ситуация является ключевой составляющей процесса обучения, поскольку через нее учитель может воздействовать на учебные и личностные результаты процесса обучения.
В рамках предметной недели дисциплин профессионального цикла «Преподавание в начальных классах» на занятии по дисциплине Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания, студенты группы НК 201 принимали участие в Дискуссии «Компетенции будущего педагога» и осуществляли решение педагогических ситуаций, имеющих место в реальных ситуациях в течение учебного процесса начальной школы. Подбор материалов ситуаций выполняли студенты совместно с преподавателем, учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы.
Работая с конкретной ситуацией, студенты обратили внимание на ошибки учеников и учителей, аргументированно высказали свое мнение о предупреждении возникновения конфликтной ситуации, о возможном разрешении определенной педагогической ситуации. Было продемонстрировано понимание разных точек зрения и возможности нахождения компромисса. Такая форма взаимодействия позволила применить навыки анализа, критического мышления, убеждения.
В итоге, студенты сформулировали важную мысль о том, что каждая педагогическая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода, а педагог должен быть готов к адаптации и постоянному повышению уровня образования. Своеобразный обмен опытом явился полезным в процессе углубления знаний. Решение педагогических ситуаций способствовало совершенствованию компетенций будущих учителей начальных классов.
Заика Марина Павловна,
преподаватель.