«Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь»
Л.В.Занков
23 апреля 1901 года в городе Варшава Российской империи родился будущий психолог и педагог Леонид Владимирович Занков. Его место и роль в развитии отечественной педагогики и психологии связывается, прежде всего, с созданием новой дидактической системы начального обучения, которая на протяжении многих десятилетий успешно применялась не только в российской, но и в зарубежной образовательной практике.
В XXI веке российское общество сформулировало новые требования к выпускнику школы – критическое, творческое мышление, кооперация, коммуникация. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире, поэтому он должен уметь быстро и самостоятельно осваивать новое – новые методы и приемы, включаться во взаимодействие с новыми людьми. В связи с этим задача школы была сформулирована следующая – подготовить человека, готового к активной жизни в современном обществе. Первым, кто разглядел «образ будущего человека», «человека-творца» в советский период нашей страны был Леонид Владимирович Занков, специалист в области дефектологии, памяти, учёный-реформатор начальной школы.
Идеи, которые лежат в её основе, прошли проверку в условиях многолетнего педагогического эксперимента, а их появление предшествовало ряду исследований и научно-методических разработок, посвященные изучению, воспитанию и обучению детей с нарушениями развития.
Детство и юность
Детство Леонида прошло в семье офицера в окружении сестры и двух братьев. Детей обучали не только базовым наукам – математике, естествознанию, истории, но и иностранным языкам, творчеству, музыке.
Любимым предметом Леонида Занкова была литература. Эмоции вызывали не столько произведения, сколько подача учителя, его заинтересованность в образовании учеников. Окончив гимназию в 1916 году, Леонид уехал в Турдей, поселок Тульской области, и устроился в школу.
В 1919 году Л.В. Занков впервые познакомился с трудными подростками. Он возглавил детскую сельскохозяйственную колонию Тамбовской губернии, где содержались беспризорники. Нужно было всерьез постараться, чтобы заразить их энтузиазмом, заинтересовать учебой. В 1920 году его перевели в колонию «Островня» Московской области, где он трудился вплоть до поступления в Московский государственный университет в 1922-м.
В МГУ Леонид Занков познакомился со своим наставником Львом Семеновичем Выготским. Ему было всего 26 лет, а студенту – 21 год. Молодые люди очень подружились, вместе постигали основы и глубинные понятия психологии. Кончину товарища в 1934-м Леонид Владимирович воспринял как личную потерю.
Личная жизнь
В личной жизни психолога нашлось место любимым женщинам – супруге Анне Иосифовне Малюте, прославленной оперной певице, и дочери Наталье Леонидовне Занковой, которая стала пианисткой. Отношения в семье царили крепкие, гармоничные. Ведь именно дома, в кругу родных, Леонид Владимирович мог найти покой и отвлечься от работы.
Анна Иосифовна, женщина уточненная, горячо любила супруга. Современники вспоминают, как аккуратно она собирала ему с собой завтрак и обед, как безукоризненно выглядели рубашки психолога. Это, кстати, видно и на фотографиях. Играла свою роль и врожденная интеллигентность Леонида Занкова – он не мог позволить себе прийти на работу небрежно одетым.
Научная деятельность
Леонид Занков системно и глубоко исследовал возможности обучения детей с дефектами в развитии, нарушением слуха, немых и пониженным уровнем концентрации. Леонид Владимирович написал первые фундаментальные труды по дефектологии, описал принципы развивающего обучения, впервые заговорил о том, что стоит создать классификацию умственной отсталости. Психолог считал это чрезвычайно важным, поскольку при отсутствии такого распределения нормальный, но слегка стеснительный ребенок мог попасть в коррекционную группу, а глухой – в обычный класс.
В своих работах Леонид Занков делал упор не на то, что дети с отклонениями в развитии отстают от своих сверстников, а на то, что их в принципе следует воспитывать иначе. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.
Примечательно, но психология воспитания детей с отставанием в развитии не главное достижение Леонида Владимировича. В 1960-х годах складывается его авторская методика для начальной школы по которой каждый может стать вундеркиндом, если будет получать знания в комфортных обстановке и темпе.
Леонид Занков подчеркивает, что детям нужно давать время на поиск ответа даже в самых трудных темах, позволять ошибаться. В школьную программу стоит вводить интерактивные занятия – преподавать естествознание на природе, а уроки музыки проводить в театре.
Основными принципами обучения «системы Занкова»:
- высокий уровень трудности;
-продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;
- воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы;
- оптимизм во взаимоотношениях учителей и учащихся в учебном процессе.
В рамках урока широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
Смерть
Леонид Занков скончался на 77-й год. Его тело похоронено на Введенском кладбище Москвы. Надгробный камень с Л.В. Занковым делит его супруга. Анна Иосифовна Малюта умерла 19 июня 1998 года.
Интересные факты
- Настольная книга Леонида Занкова – поэма «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Ее психолог мог не только ежедневно перечитывать, но и цитировать наизусть.
- Главная черта ученого – преданность науке. Он трудился вне зависимости от плохого самочувствия и окружающей обстановки, опираясь на четкие временные рамки, и от своих последователей требовал того же. Аспиранты вспоминали, что без важных причин нельзя было не успеть выполнить задачу. А если все же случалась оплошность, Л.В. Занков выражал свое недовольство в холодно-вежливой форме. Он никогда не повышал голос.
Несмотря на многократные предложения, дефектолог лишь однажды выезжал за границу – в Румынию. Насыщенному достопримечательностями отдыху он предпочитал природу. Особенно нравились психологу окрестности Москвы и Крым.