23 мая преподаватель литературы Алла Павловна Недилько провела литературный диспут в группе НК 221.
Что такое диспут? Для этого необходимо выбрать тему, то есть найти предмет спора. Тема обязательно должна содержать проблемные моменты, вызвать интерес у учащихся. ... Вопросы должны заставлять мыслить, втягивать аудиторию в активный обмен мнениями. Иначе говоря, сама формулировка вопроса должна включать в себя возможность его рассмотрения с различных точек зрения. Преподаватель литературы к году посвященному Наставнику и Педагогу определила тему диспута: «Учитель … Какой он на страницах отечественной литературы?».
Студенты с большим удовольствием подготовили доклады об учителях в литературных произведениях. Ребята представляли такие рассказы, как Валентин Распутин «Уроки французского», Макаренко А. С. «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»; Искандер Ф. А. «Тринадцатый подвиг Геракла» и многие другие.
Анастасия Раззамазова представила проект по книге Валентина Распутина «Уроки французского». Она рассказала о 1948 годе: трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.
Виктория Мозговая рассказала о писателе Антоне Семеновиче Макаренко (1888—1939) и о его произведении «Флаги на башнях». Роман описывает, как оставшиеся после революция и кровопролитной гражданской войны сироты и беспризорники, часто становились «несовершеннолетними правонарушителями» и для их «перевоспитания» создавались колонии. Выдающийся педагог Антон Семенович писал: «я… хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение». Именно коллектив тогда давал «малолетнему преступнику» возможность снова ощутить себя хорошим, достойным человеком, получить образование, освоить профессию. Ключевой здесь оказывалась фигура воспитателя, его способность создать в группе растерянных и «испорченных» детей нужный настрой. Литературное творчество замечательного педагога позволяет составить впечатление о масштабах и методах этой работы.
Александра Бронникова рассказала о рассказе Искандер Ф. А. «Тринадцатый подвиг Геракла». О том, как в новом учебном году в школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович, грек по происхождению. Ему сразу удается установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом. «Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним». Однажды ученик 5 «Б» класса, от имени которого ведётся повествование, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Спустя годы наш герой понимает, что не нужно бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.
Такие уроки-диспуты не только расширяют кругозор студентов, но и дают возможность рассмотреть проблемы, как глазами ученика, так и учителя.