В современном мире происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой, для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.
Именно об этом шла речь на диспуте «Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония» - принципы гуманно-личностной педагогики», который проходил 25 мая в общежитии Рубцовского педагогического колледжа в рамках мероприятий посвященных Году педагога и наставника. Мероприятие подготовили и провели Арина Медведева, Ольга Пантелеева и Анна Курганова.
Ведущие говорили о том, что Ш. Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:
- любить ребенка;
- очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
- проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Участники мероприятия согласились с тем, что следуя этим принципам, учитель может прочувствовать детей, а ребята будут ему доверять. Познакомившись с произведениями Ш.А. Амонашвили, основываясь на собственном опыте, выступающие подтвердили, что познавательный процесс становится очень эффективным, если ученики уверены в том, что они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности.
Студенты 3 курса, уже имеющие определённый педагогический опыт, высказали своё согласие с утверждением Ш. Амонашвили: «Эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:
- уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
- быть деятельным оптимистом, верить в результат;
- обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь».
Все присутствующие будущие педагоги поддержали утверждение Шалвы Александровича о том, что нет отстающих детей, что их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя. Любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.
Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Это именно то направление, в котором необходимо двигаться будущему педагогу сегодня – к такому выводу пришли участники диспута.
Воспитатель Л. Салтыкова