Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.
В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных и десоциализированных детей остаётся одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность.
Проблема подростковой дезадаптации — проблема отнюдь не однодневная; на неё оказали влияние многие факторы, в некоторых случаях чрезвычайно усугубив и усложнив имеющуюся проблему.
Отклонения в поведении ребёнка, сложности в его адаптации и социализации возникают в результате политической, социально — экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодёжи неблагоприятных семейно — бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятостью родителей, роста разводов. Несмотря на то, что породить проблему может и одна причина, проявиться она может в многофакторных и многоплановых отклонений физической и психической сфер подростков, в разные моменты жизни и справиться с ней на этапе взрослой жизни весьма проблематично. Проблема социальной дезадаптации изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, дефектология, правоведение.
Проблеме социальной дезадаптации подростков посвящены работы В.А Балцевич, С. А. Белигевой, Г. П. Гавриловой, И. С. Кона, А. П. Краповского, В. А. Крутецкого, В. Ф. Лелюх, А. С. Макаренко, Л. Ф. Обуховой, Р. В. Овчаровой, А. М. Прихотан, Б. А. Титова, М. В. Цилуйко, Д. Б. Элькомина, М. Г. Ярошевского и многих других.
В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, отчуждение, бедность духовного мира. Процесс социальной дезадаптации подростков сопровождается желанием самоутвердиться, сформировать самооценку, стать личностью. Этот процесс является очень сложным для человека и в физиологическом и психологическом плане. Формы проявления нетипичного поведения у каждого подростка свои.
Рост подростковой преступности бродяжничества, общей безнадзорности, раннее табакокурение, алкоголизм и наркомания, снижение учебной и социальной мотивации в молодежной среде - реалии нынешнего дня. Социальная дезадаптация подростков (часто формулируемая специалистами как школьная дезадаптация) проявляется у ребенка достаточно разнообразно, но основные ее аспекты таковы: неуспешность в обучении, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения.
На протяжении жизни человек сталкивается с разными ситуациями. Причем одна и та же ситуация вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то эта же ситуация кажется непреодолимой. В трудной жизненной ситуации может оказаться как взрослый, так и ребенок. В восприятии той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, возраст, мировоззрение, психологическое состояние.
Подростковый возраст наиболее подвержен риску попадания в трудную жизненную ситуацию. В это время ребенок развивается как личность. У него формируется характер, свои нормы, примеры для подражания. До подростковых проблем обычно никому нет дела. Поэтому подросток остается одним на один со своими проблемами.
Если ребенку своевременно не будет оказана помощь или поддержка в сложившейся ситуации, то это может привести к социально-психологической дезадаптации личности.
Ребенок, оказавшийся в тяжелой ситуации, не может благополучно функционировать в среде, отсюда и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы поведения. В таких ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе проблему.
Трудная жизненная ситуация вызывает психологические отклонения, возникают стрессы, эмоциональное напряжение, которое мешает человеку развиваться в обществе, реализовывать свои желания и цели в жизни. В таких ситуациях человек чаще всего остается одинок, так как связи с обществом разрушаются.
Портрет социально дезадаптированного ребенка
1. Низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебнойдеятельности.
2. Низкий уровень развития полезных знаний, навыков, умений(спортивных, трудовых,технических, творческих и т. д.).
3. Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
4. Неспособность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
5. Неспособность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих: друзей, сверстников, одноклассников.
6. Отсутствие самокритичности и навыков самоанализа.
7. Невнимательное отношение к окружающим, отсутствие эмпатии.
8. Безволие, восприимчивость к чужому влиянию, зависимость в принятии решений.
9. Низкая внешняя культура поведения.
10. Склонность к вредным привычкам и формам асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, использование нецензурных выражений).
Особенности организации работы по профилактике социальной дезадаптации
На первый взгляд, проблема проста и понятна: выявить детей с риском социальнойдезадаптации и провести с ними работу по ее снижению. Но это именно тот случай, когда за внешней простотой скрывается комплекс сложнейших организационных и методических проблем.
К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации подростков относятся:
- Создание благоприятных для ребенка средовых условий;
- Недопущение перегрузок из-за несоответствия уровня трудности обучения и организации учебного процесса индивидуальным возможностям ребенка;
- Поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
- Побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию;
- Создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;
- Обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению и преодолению последствий дезадаптации, подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.
- Никогдане злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо откровенный разговор должны остаться между вами. Иначе в глазах подопечных вам никогда не стать человеком, достойным доверия и уважения. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой- то неисправим, он сядет в тюрьму". Знайте, если это предсказание сбудется, вы этому помогли своим преждевременным заключением.
- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал" особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Памятка для родителей "Как помочь ребенку в сложной жизненной ситуации"
Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.
Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:
- нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
- сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
- появление сверхкритичности к себе;
- разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
- нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,
- частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
- несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
- увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
- погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,
- отсутствие планов на будущее,
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Способы помощи:
1. Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
2. Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
3. Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь
4. Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
5. Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
6. Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
7. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
Давайте будем внимательны к детям, ведь наши дела и поступки говорят громче всяких слов!
Используемые источники:
1. Апанасенко, О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков / О. Н. Апанасенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3326/ (дата обращения: 14.11.2024).
2. Как помочь ребенку в сложной жизненной ситуации- Режим доступа - https://postavskaya-gimnaziya.schools.by/pages/pamjatka-dlja-roditelej-kak-pomoch-rebenku-v-slozhnoj-zhiznennoj-situatsii
3. Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.
4. Серякова А. В. Профилактика социальной дезадаптации учащихся. – Режим доступа.- https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/08/22/profilaktika-sotsialnoy-dezadaptatsii-uchashchihsya
Материал подготовила преподаватель Большина И. Г.