Сегодня особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности,
формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности.
Однако практика демонстрирует ряд проблем:
- многие школьники старших классов не имеют даже примерного представления о том, какую профессию выбрать;
- зачастую решение о будущей специальности принимают родители, исходя из финансовых возможностей семьи;
- даже после выбора учебного заведения и факультета нельзя считать профессиональное самоопределение завершённым;
- отсутствие опыта работы и знакомства с профессиональной средой затрудняет понимание, подходит ли человеку та или иная профессия;
- представления детей о профессиях нередко расходятся с реальностью.
Поэтому крайне важно уже на ранних этапах развития ребёнка создавать условия для знакомства с миром профессий — в том числе с учётом специфики города и региона проживания.
Описание проекта
В КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» реализуется проект «Ранняя профориентация: компас в мире профессий».
Цель проекта — организация сетевого взаимодействия между МБДОУ г. Рубцовска и КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» для сопровождения процесса ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Разработать комплект методических материалов, направленных на формирование системы представлений о труде взрослых, назначении и содержании отдельных профессий (для работы с детьми старшего дошкольного возраста).
- Организовать и провести мероприятия по раннему профориентационному развитию воспитанников детских садов г. Рубцовска.
- Создать условия для формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Дошкольное образование» и повышения интереса к будущей профессии.
- Оценить эффективность реализации проекта для всех участников образовательного процесса.
Реализация проекта
Педагоги МБДОУ «Детский сад № 36 „Колокольчик“», МАДОУ «Детский сад № 32 „Счастливое детство“» и МБДОУ «Детский сад № 12 „Журавлик“», а также преподаватели специальности «Дошкольное образование» О. Н. Захарова и Л. В. Медведева разработали план сетевого взаимодействия:
- Определили цель и задачи взаимодействия между организациями.
- Выделили возрастную категорию дошкольников — 6 лет и старше.
- Создали творческую группу студентов «Навигатор профессий», в которую вошли обучающиеся 3‑го и 4‑го курсов специальности «Дошкольное образование».
- Сформировали перечень профессий для ознакомления дошкольников (на 2025–2026 гг. — воспитатель; на 2026–2027 гг. — учитель начальных классов), учитывая содержание ФОП ДО и возрастные особенности детей.
- Отобрали доступные и интересные формы ознакомления дошкольников с профессиями:
- контактные (практические мастер‑классы, игры‑упражнения, экскурсии, беседы);
- дистанционные (видеоигровые задания и упражнения для детей от студентов, телемост).
- Совместно с преподавателями разработали план взаимодействия по ознакомлению старших дошкольников с указанными профессиями на учебный год.
Проведённые мероприятия
В рамках проекта в ноябре и декабре 2025 года была организована серия экскурсий для детей 6–7 лет в КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж». Экскурсии провели студенты группы ДО 231 специальности «Дошкольное образование» под руководством преподавателей О. Н. Захаровой Медведевой Л.В.
Перед каждой экскурсией проводилась предварительная работа:
- студенты посещали детские сады и организовывали занимательные беседы и дидактические игры с детьми. В ходе работы использовался занимательный дидактический материал, ИКТ, а так же персонажи, которые повышали интерес детей к мероприятиям.
Главная цель мероприятий — закрепить знания и сформировать у детей 6–7 лет представления о социальной значимости профессии воспитателя через игровые и проблемные ситуации.
Планы на будущее
В феврале 2026 года планируется:
- провести телемост с педагогическими колледжами для обмена опытом в области ранней профориентации;
- организовать интегрированные занятия с использованием авторских дидактических пособий и интерактивных игр по ознакомлению с профессией воспитателя.
Итоги работы
По завершении проекта будет оформлен комплект методического и дидактического материала для работы с детьми старшего дошкольного возраста — «Ранняя профориентация: компас в мире профессий. Профессия воспитатель».
Ответственные:
преподаватели специальности «Дошкольное образование»
О. Н. Захарова,
Л. В. Медведева.
