Мудрость учителя – направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.
8 марта 2023 года Ш.А.Амоношвили исполнилось 92 года, но с величайшей жизненной энергией он возглавляет Академию гуманной педагогики, продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи. Шалва Александрович Амонашвили кандидат педагогических наук, академик Российской академии образования. Лауреат премии Правительства РФ в области образования.
Родился в городе Тбилиси 8 марта 1931 года. Отец мальчика погиб в 1942 году в Крыму, на одном из оборонительных рубежей. Мать одна воспитывала двоих детей и, не смотря на все тяготы, прививала брату с сестрой верность, чувство справедливости и сердечность.
Трудно представить, что всемирно признанный учёный, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться. Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница, которая не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Ш. Амонашвили окончил школу с золотой медалью.
В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и со временем понял, что его призвание – преподавание. В 1955 году он с отличием окончил университет и работал в НИИ педагогики Грузии.
Тогда у Ш.А.Амонашвили формируется понимание того, что как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя – от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Ш.А. Амонашвили на поиск нового подхода. С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы.
Принципы гуманно-личностной педагогики
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях.
Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними не с нисхождением, а с уважением.
Важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
1. Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их – этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.
2. Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения, поэтому рядом должен быть мудрый наставник.
3.Страсть к свободе. Это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Ш. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми – ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия.
Ш.Амонашвили оптимистично смотрит на педагогику «Я верю, что за гуманистическим подходом будущее. Потому что дети не должны быть удобными. И сразу у учителя возникает желание решить эту «проблему»: исправить, наказать, напугать. Но мы ведь не пытаемся исправить друга или партнёра, которого любим. И если он нарушает наши границы, мы не наказываем его, а говорим о своих чувствах и вместе находим решение. С детьми это тоже работает.
Методические приемы Ш.А.Амонашвили
Перед началом каждого урока, как правило:
- сообщаю детям, какие нам предстоят важные дела, т.е. какие я им предлагаю учебно-познавательные задачи;
- согласовываю с детьми план урока, узнаю, согласны ли они с предложенным планом, нравятся ли им задачи и задания; могу исключить из плана тот пункт, который не задевает их;
- иногда предлагаю выбрать, с чего, с какого задания начинать урок.
Когда сам хочу освоить или проверить новый для себя приём:
- прошу у детей помочь мне и посодействовать, чтобы я овладел новым приёмом работы, и
- высказать своё мнение, посоветовать мне – насколько этот приём оказался полезным, воспользоваться им в будущем или нет.
Время от времени прошу детей оценить урок:
- как он проходил и насколько он их увлёк;
- какие задания им больше всего понравились, а какие нет, почему;
- какое «домашнее задание» хотят они мне задать, т.е. какой урок, с какими заданиями приготовить мне для них в будущем.
Предлагаю детям подытожить проведённую работу:
- к чему каждый стремится на уроке; доволен ли он своим участием в решении задач;
- у кого какие возникли проблемы, интересы, какие ставили перед собой задачи.
Если урок прошёл неудачно и я чувствую в этом свою вину, то в конце урока:
- признаюсь перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, красивым;
- при возможности объясняю причину (не успел хорошо подготовиться, не до конца продумал содержание урока, нездоровилось и т.д.);
- сообщаю также, какие у меня возникают пожелания к ним, к их активности на уроке.
Предлагаю детям на уроках альтернативные учебные материалы, задачи и задания:
- самим предлагать, какому произведению, какому автору посвящать урок, каким задачам и заданиям отдавать предпочтение;
- выбирать пакет с трудными или лёгкими задачами;
- самим задавать себе домашние задания и т.д.
Обращаюсь к детям помочь мне:
- подготовить задания (задачи, примеры, кроссворды, упражнения и т.д.), которые я предложу остальным для выполнения на уроках;
- отыскать мне рассказ (стихотворение) на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков;
- поискать в своих домашних библиотеках, нет ли такой-то книги такого-то автора, она мне очень нужна для подготовки урока (или же сам интересуюсь ею, хочу почитать).
При оценке работы ребёнка особое значение придаю:
- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнения задания независимо от того, справился он с ним или нет;
- его личным позициям, точкам зрения, оценкам, вкусам;
- его возможностям достичь большего успеха.
Поощряю в ребёнке:
- смелость ума, умение сомневаться, разумный риск;
- стремление к самостоятельности, готовности защитить собственную точку зрения;
- творческие подходы, пытливость, любознательность;
- стремление находить и исправлять свои ошибки.
Придать общественную значимость познавательным успехам ребёнка:
- говорю об этом детям как о радостном для всех событии;
- при всех поздравляю самого ребёнка с успехом, жму ему руку в знак признания;
- пишу письмо родителям – как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.
Ш.А. Амонашвили участвовал в разработке учебной программы «Школа 2100», автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии.