В рамках мероприятий, приуроченных чемпионату Абилимпикс, в группе ДО 241 состоялось занятие-практикум «Вместе мы справимся!»
Целью занятия было привлечение внимание к проблемам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также формирование навыков толерантного мышления и поведения. На разминке студенты поприветствовали друг друга от лица представителей различных народов и национальностей, апробировав различные виды приветствий. Ведь толерантность – это уважение к традициям, обычаям, культуре различных народов. Разбившись на две команды, студенты записывали синонимы к слову толерантность, затем сравнивали результаты. Победила команда, подобравшая за ограниченное время наибольшее количество синонимов. Это помогло дать определение слову «толерантность». Затем студентам предстояло ролевое обыгрывание ситуаций, в которых участвовали «толерантная» и «не толерантная» личность. В центре данных ситуаций оказались подросток-«неформал», мигрант, инвалид. Студенты согласились с тем, что не толерантное поведение – это не всегда активное или агрессивное поведение. Оно может быть, напротив, скрытым, пассивным или игнорирующим, - но всегда обидным, ранящим другого человека. Далее студенты разбились на микро-группы, в каждую из которых был включен студент, игравший роль инвалида. Командам давалась работа, которую должен был выполнить также и «инвалид». В данном случае, из обычной бумаги складывали голубей. В каждой команде был назначен «наблюдатель», который следил за работой группы и включенностью «инвалида» в работу. В каждой команде студенты оказали «инвалиду» необходимую помощь таким образом, чтобы он был активным и справился с работой. Студенты справедливо решили, что делать всю работу полностью за человека с инвалидностью, это значит лишать его возможности адаптации, равно как и просто игнорировать его проблемы. Наилучшим способом было делать работу совместно, поэтому и занятие носит такое название: «Вместе мы справимся!»
На занятии-практикуме студенты не только выучили понятие «толерантность», но и опробовали новые роли, так как в подростковом возрасте очень важно научиться рассматривать ситуации с разных точек зрения, уметь децентрироваться, что является важным этапом взросления и умения решать возникающие проблемы. На собственном опыте они «увидели», что такое толерантная и не толерантная личность. Также студенты поняли, что инвалиды также нуждаются в толерантном отношении. Они не должны оставаться один на один со своей проблемой, а, по мере своих возможностей, должны быть полноправными гражданами, включенными в учебную, трудовую и любую другую социальную деятельность.
Педагог-психолог Я.В. Браун