С 01 по 09 сентября в группе НК 211 специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» прошел у преподавателя музыки Т.А. Поливода открытый урок по теме: «Музыка как вид искусства. Место уроков музыки в общем образовании» по МДК 01.08. «Теория и методика музыкального воспитания в школе».
Основная цель урока была - выявление значения, сущности музыкального искусства, особенностей его влияния на человека, а также выявление значимости урока музыки в образовательном и воспитательном процессе детей в школе.
Данный урок первый, вводный, поэтому было интересно посмотреть на уже имеющийся опыт у студентов в области музыкального искусства. Например, в ходе беседы, слушания и анализа музыкальных произведений, выполнения практических и творческих заданий, связанных с характеристикой музыкального звука - студенты пришли к пониманию того, что звук, как физическое явление, носит и «образную» характеристику. Попробуйте сами ответить на эти вопросы и проверить свои личностные ощущения:
- Скажите, какой звук лучше - д, ф; светлее – о, ы; быстрее - р, ш; мягче - б, л; сильнее - в, г; теплее – а, у; холоднее – с, ч?
- Скажите, какой звук по цвету: а, о, ч, е, у, и, ы?
Диагностика личностного восприятия студентами звука, музыки осуществлялась и в других практических и творческих заданиях, например, при восприятии музыкальных произведений:
- «Музыкальная шутка» И.С.Баха (подобрать ключевое слово, которое характеризует личностное восприятие);
- «Второй фортепианный концерт» С.В.Рахманинова (подобрать ключевое слово, которое характеризует познание интонируемого смысла - «основной пафос» произведения);
- «Вокализ» С.В.Рахманинова (составить «цветное панно», передать ощущение звука через цвет);
- «Симфония №40» В.А.Моцарта («Музыкальное письмо», прослушать произведение и написать мини-сочинение, передав особенности эпохи, характер человека и его отношение к жизни)
Нравственной кульминацией на уроке стало слушание фрагмента рассказа: «Старый повар» К.Паустовского (слушание «Фантазии ре-минор» В.А.Моцарта), где в ходе рассуждений, студенты вышли на такие жизненные ценности, как: любовь, преданность, честь, совесть, подвиг. Также, анализируя содержание рассказа, студенты рассмотрели и основные функции музыкального искусства (эстетическая, воспитательная, образовательная, развивающая, кассандровская, гедонистическая, эвристическая, суггестия, катарсис). Терапевтическая же функция искусства была очень подробно рассмотрена через анализ разных видов музыкальной деятельности детей в школе. На сегодняшний день проблема: музыка – искусство – здоровье – очень актуальна и активно освещается в статьях, книгах о психотерапии, научных трудах, а также наши студенты исследуют ее в курсовых работах и дипломных проектах.
В конце урока студенты пришли к выводам:
- что уроки должны носить развивающий характер. А иначе, будет так, как говорили древние: «Дайте обучение ребенка рабу, и у вас будет два раба»;
- что профессия педагога очень многогранна. Учитель на уроке должен быть и психологом, и врачом, и оратором, и творцом, и поэтом, и художником, и музыкантом, и артистом.
Преподаватель Т.А. Поливода.