Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

odnoklassnikitelegramvkontaktelogorutub

Школа ответственного родительства

Построение личной профессиональной перспективы подростка

Построение личной профессиональной перспективы подростка

Среди ребят, приходящих на индивидуальные консультации к психологу, встречаются те, кто испытывают разочарование в выбранной профессии.

Из них нужно исключить тех студентов, кто с самого начала пришел в колледж, сильно не раздумывая над спецификой педагогического образования и будущей профессии учителя, а также тех, у кого разочарование связано с их собственной личностью, глубинными психологическими процессами, затрагивающими Я - концепцию. Оставшимся студентам помощь может быть оказана путем построения личной профессиональной перспективы. Т.е. им предлагается вернуться к тому времени, когда они выбирали будущую профессию и учебное заведение, где ребята собирались получать необходимые знания и навыки. Необходимо посмотреть, все ли они учли, как происходил их выбор, что служило основным фактором выбора, каков был основной мотив, а также какие варианты развития карьеры возможны для них после окончания учебы.

 

Дело в том, что не всегда такое разочарование является бесповоротным и окончательным. Это может быть связано с временными трудностями в учебе,      

а также с отсутствием информации о востребованности конкретных педагогических кадров и действиях, которые нужно предпринять, для приобретения соответствующего статуса.

На первом этапе можно воспользоваться схемой построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.

Вся методика занимает обычно около 30 минут. Сначала отвечает подросток. Родителям рекомендуется также ответить на вопросы (как бы «за ребенка»), а потом, сравнивая его реальные ответы с собственными, посмотреть, где они переоценивают, а где недооценивают его. После этого родителям следует обсудить  с подростком  построение жизненных перспектив и возможности личностного развития.

Опросник

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

3. Когда в России жизнь станет лучше?

4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву)... После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).

5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?

6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой

по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...

9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?

11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?

13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?

14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе...

Приводим в качестве примера ответы на некоторые вопросы (учащиеся 9-11 классов городов Москвы и Мирный, 1994 год - эпоха “демократических реформ”, поддерживаемых “лучшими слоями” театрально-эстрадной и “застольной” интеллигенции):

1-й вопрос - стоит ли в наше время честно трудиться? - Типичные ответы: “В наше время стоит трудиться на 50% честно и на 50% каким-либо другим путем, чтобы не жить в нужде”; “Не стоит: в нашей жизни, в наше время лучше “вертеться”, сейчас никто честно не работает”; “Да, стоит честно трудиться, потому что пришло другое время перемен, где каждый сам за себя... “; “Нет, труд из человека сделал обезьяну... “.

3-й вопрос - когда в России жизнь станет лучше? - Типичные ответы: “Никогда. Её надо ждать и ждать, а с нашими руководителями ничего не

получится”; “Жизнь должна улучшиться, стабилизироваться примерно через 10 лет”; “Через 3 года она станет ещё хуже... “; “Сейчас живем достаточно хорошо, но чегота (сказано автором ответа - Н.П.) все-равно нехватает (автор ответа сказал - Н.П.) , надо еще пару лет... “; “Лет через 10, а пока нет культуры... “.

8-й вопрос - самые неприятные моменты, связанные с будущей работой и учебой. - Типичные ответы: 1) профессия - психолог: “нервное напряжение”; учебное заведение - Московский институт международных отношений (?): “много лет учебы”... 2) профессия - менеджер: “мало времени на личную жизнь...”; заведение - РГГУ, факультет управления: “сложно поступить, слишком “натянутая атмосфера”, обучение старого образца”...

Примечательно, что на явно провокационный 2-й вопрос - стоит ли учиться после школы? - практически 100% ответили утвердительно, хотя обратных примеров в окружающей жизни очень много и вся государственная политика направлена на то, чтобы сокращать число высококвалифицированных специалистов (в России, мол, “слишком много инженеров в расчете на 1000 жителей”... ). Вероятно, не так уж плохи и глупы наши подростки, как

считают (или хотят считать) некоторые рафинированные “застольные” интеллектуалы и “борцы за права человека в России”.

Критерии оценок (и самооценок) для опросника

1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);

4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов... ).

    Также можно проанализировать, на основе чего был сделан выбор профессии и доработать недостающие элементы, чтобы утвердиться в этом выборе.

 

Восьмиугольник основных факторов выбора профессии

(по Е.А. Климову)

    Методика предназначена для знакомства подростков с основными факторами выбора профессии, а также для формирования у них способности самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения.

     Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь и их можно представить в виде «восьмиугольника»:

Мнение родителей

Информированность                                                                         

Мнение товарищей                                                  

Способности                                                                                               

 Личный

проф. план

Склонности                                                                                               

Потребности

Уровень притязаний                                   

рынка

На основе этого восьмиугольника необходимо потренироваться анализировать ситуации выбора, которые сделали другие люди. Нужно ответить на вопрос: обоснован ли их выбор?

«Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии намерение внука одобряет. Сам Вовочка увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в старших классах ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист» отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают его как-то молча…»

    Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или не учета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией.

    На примере оценивается, удачно построена профессиональная перспектива или нет. Например, в приведенном выше примере с Вовой Б. ЛПП строится с учетом мнения родителей и уровня притязаний, потребности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о выбираемой профессии вызывают некоторые сомнения, а что касается склонностей, способностей и одобрения такого выбора товарищами, то в данной ситуации это как-то не прозвучало. 

     Затем подростку предлагается самостоятельно проанализировать обоснованность своего выбора с помощью восьмиугольника основных факторов выбора профессии.

    Следует избегать поспешных решений об отчислении из колледжа на основе так называемого «разочарования».  Профессия педагога будет всегда, без нее невозможна передача знаний, накопленного опыта от поколения к поколению. Данная профессия необходима для воспроизводства всех сфер жизни общества. Профессия педагога предполагает возможности постоянного совершенствования, переобучения по смежным специальностям, повышения квалификации. Со временем, вникая в тонкости педагогического процесса, при наличии весомых результатов работы, можно претендовать на занятие руководящих постов. Также возможно занятие административных должностей. Молодые специалисты, знающие особенности педагогической деятельности, будут ценными административными кадрами. Если есть тяга к IT, то при желании можно углубляться в тему использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовании, что является актуальным трендом в экономике страны. Работать можно не только в государственных учреждениях, но и в частных. В городе Рубцовске открываются детские образовательные и репетиторские центры, спортивные клубы, развивающие объединения. На это следует обратить  внимание будущим воспитателям, учителям начальных классов и физической культуры. Если же вам уже сейчас приглянулась смежная специальность, то пройти переподготовку можно на четвертом курсе и вместе с основным дипломом получить  диплом о переподготовке, что существенно расширит возможности трудоустройства в будущем.        

Педагог-психолог Я.В. Браун

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07