В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями, педагогами, сверстниками
перерастают в смысловые барьеры, в эпизодические и систематические конфликты, и как крайний случай – в разрыв личностно - значимых для него отношений.
Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно - значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности.
Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья и т.д.
Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых.
Если Вы стали замечать за своим ребенком следующие особенности поведения:
- Неспособность принимать решения без советов других людей и готовность позволять другим людям принимать за себя важные решения.
- Готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы.
- Готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных действий, работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих.
- Плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать.
- Легкость погружения в депрессивное состояние при разрыве дружеских (и иных близких) отношений.
- Страх быть отвергнутым.
- Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.
- Различные виды «бегства» от реальности («бегство в тело»:чрезмерное увлечение телесным самосовершенствованием, «бегство в фантазии»: склонность к рассуждениям, прожектам и т.д., «бегство в контакты или одиночество»:изменение ценности коммуникации).
Необходимо содействие в поддержке ребенка, а чтобы повысить воспитательный потенциал и информационную компетентность семьи рекомендуем следующее:
Список литературы для чтения и обсуждения с подростками
- Айджа Майрок Почему я? История белой вороны. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016
- Ботева М. А. Мороженое в вафельных стаканчиках. – М.: Ид: КомпасГид, 2017. – 160с.
- Веркин Э.Н. Герда. – М.: Эксмо, 2014. – 384с.
- Гальвада Анна 35 кило надежды. - М.: АСТ, 2017 – 128с.
- Железняков. В.В. Чучело. – М.: Детская литература, 2017. – 270 с.
- Железняков. В.В. Чучело-2 или Игра мотыльков. – М.: Детская литература, 2008. – 57с.
- Мурашова Е. В. Класс коррекции - М.: Самокат, 2014. — 192 с.
- Мурашова Е.В. Гвардия тревоги: [Роман] / Оформл. Т.Кормер. - М.: Самокат, 2008. — 367 с.
- Игнатова Анна Ураган в подарок. - Издательство: «Аквилегия-М» 2014. – 192с.
- Протоиерей Илия Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2016. – 208с.
- Щербакова Г.Н. Отчаянная осень. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. -208с.
Список фильмов для просмотра и обсуждения с подростками
- Мультфильм «Никогда не сдавайся»(категория 12+)
- Чучело (Россия, 1982, реж. Р.Быков, категория 12+/тема жестокости и травли)
- «Сонг-Сонг и Котенок» / из серии «Невидимые дети» всемирного проекта ЮНИСЕФ/(Япония, 2005, категория 6+ /о жизни двух девочек- приемной бедной хромоножке и ребенка из внешне благополучной обеспеченной семьи)
- Сто дней после детства (Россия, 1975, С. Соловьев, категория 12+ /о первой любви подростков)
- Фильм «Великан» (США,1998 г., реж. П. Челсом, категория 12+ - /о дружбе о дружбе двух мальчишек- неуспешного и инвалида).
- Борцу не больно (Россия, 2010, реж. Нурбек Эген, категория 12+ /обизменение судьбы неблагополучного подростка после встречи с тренером)
- На мосту (Россия, 2008, категория 12+ /о неблагополучном подростке и помощи ему в центре для трудных подростков).
- Заплати другому (США, 2000, реж. Мими Ледер, категория 12+/о мальчике, который, чтобы изменить мир, предлагает и осуществляет идею просто бескорыстно помочь трем незнакомым людям).
- *Игры мотыльков (Россия, 2004, реж. А. Прошкин, категория 16+, по роману В. Железникова /о легкомысленном и рискованном поведении старших подростков, приводящем к трагедии, неотвратимости наказания и ответственности, переосмыслении жизни) – вариант обсуждения фильма см. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/02/igry-motylkov-po-povesti-vladimira-zheleznikova).
- Дневник баскетболиста (США, 1995, реж. Скотт Кэлверт, категория 16+ /о спортсмене, ставшем наркоманом и последствиях такого выбора).
Демина Ю.В.,
педагог-психолог
Материал взят из Рекомендаций по результатам социально-психологического тестирования обучающихся (разработаны Мазуровой Е.В, заведующим отделом ППМС-помощи и реализации дополнительных образовательных программ КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»)