Первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты — государство, социальные объединения, другие индивиды.
Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права.
Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах
сделать их хорошими через правильное воспитание.
Плутарх
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства.
Правовое воспитание – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров. К элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм.
В процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.
Не всегда мы можем просветить ребенка по вопросам законности и правопорядка, правонарушениям и ответственности, которая предусмотрена за них, не имея соответствующего юридического образования. Однако применяя определенные приемы в семейном воспитании, Вы сможете достичь такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением подростка.
Рекомендации родителям по правовому воспитанию:
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
1. Когда нарушаются права ребенка?
∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья "я.
∙ Когда его потребности игнорируются.
∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
∙ Когда ребенка изолируют.
∙ Когда ребенка запугивают.
∙ Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
∙ Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
2. Как реагирует ребенок на нарушение своих прав?
∙ Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)
∙ Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
∙ Он часто бывает в плохом настроении.
∙ Может сбежать из дома.
∙ Может принимать наркотики или алкоголь.
∙ Может делать попытки суицид (покушения на свою жизнь).
3. Что родители могут сделать для своего ребенка?
∙ Понять, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
∙ Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
∙ Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
∙ Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
∙ Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
Памятка для родителей
1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
2. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
3. Воспитание - это преемственность действий.
Подведем итоги
Первая необходимая составляющая правового воспитания, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.