Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Страница психолога

Психологическая культура педагога

Психологическая культура педагога

 

Именно в психологической культуре человека проявляются его индивидуально-личностные и профессиональные способности.

Психологическая культура является важнейшим системообразующим фактором профессиональной компетентности любого специалиста, тем более педагога.

К основным составляющим психологической культуры современного педагога, относится:

1. Психологическая грамотность

2. Психологическая компетентность

3.Ценностностно-смысловой компонент

4. Рефлексия

Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах человека, способствует эффективному взаимодействию с обучающимися и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики обучающегося.

Психологическая компетентность - это наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, развитие эмпатии,  стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, чувству собственного достоинства, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше узнать ребенка, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент представляет собой систему ценностей, принятую педагогом и определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках, таких как установка на понимание, выявление творческого потенциала каждого ребенка, на коллективное творчество, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни, на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.

Рефлексия педагога включает понимание себя и других, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития.

Повышение психологической культуры будет способствовать гармоничному развитию личности, разрешению внутренних конфликтов и противоречий, становлению субъектных качеств, нахождению конструктивных способов взаимодействия с собой, другими, с социумом, отвечать на вызовы современной действительности, сохраняя свою психологическую индивидуальность.

Основными организационно - педагогическими условиями развития психологической культуры являются:

- самодиагностика и самоанализ достижений в педагогической деятельности; включение преподавателя в рефлексивно-проектную деятельность;

- создание специальных (обучающих) ситуаций с целью развития рефлексивных способностей преподавателя;

- сотрудничество с коллегами в рефлексивно-проектной деятельности;

-  обмен опытом между коллегами.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная система методической работы. Также имеют большой эффект проведение проблемных семинаров и практикумов, которые стимулируют самообразовательную деятельность педагогов.

Высокий уровень развития психологической культуры позволяет педагогу:

1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.

2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».

3.В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.

4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

5. Правильно относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к личности и неповторимой индивидуальности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07