Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Страница психолога

Влияние компьютерных игр на мозг человека

    Из них, если и не все играют, то многие пробовали играть, а кто-то даже участвует в специально организованных соревнованиях. Почему же подростки так увлечены компьютерными играми, и всегда ли это «увлечение» добровольное и осознанное?

    Гормон дофамин  — активное химическое вещество, вырабатываемое организмом человека. При правильном использовании он не только не создаёт лишних проблем, но и мотивирует нас, помогая делать жизнь лучше.

    Дофамин создаёт у нас чувство приятного возбуждения, предвосхищающего награду за свои действия. Именно этот гормон побуждает нас совершать какое-либо действие. И здесь очень важно понимать разницу: дофамин лишь дарит обещание счастья, а не само счастье — а это совершенно разные вещи.

    По большому счёту вся наша жизнь регулируется гормонами. Под их влиянием мы делаем всё то, что мы делаем, потому что получаем от этого удовольствие. Для мозга удовольствие — синоним выживанию. И этот принцип, который позволил человеку дожить до наших дней, теперь играет с нами злую шутку.

    Если раньше предвкушение удовольствия подталкивало нас совершать действительно полезные вещи, улучшающие нашу жизнь (добыча еды, налаживание отношений с целью продолжения рода и т. п.), то теперь мы имеем огромное количество «дешёвых» удовольствий, которые стимулируют выброс дофамина, но не удовлетворяют наши истинные потребности. Вкусная еда, алкоголь, курение, видеоигры, фильмы, сёрфинг в интернете, социальные сети — вот лишь краткий перечень удовольствий, по большому счёту, эфемерных.

    Перечисленные выше занятия — это искусственные стимуляторы дофамина. Они лишь провоцируют его выработку, но никаких результатов, улучшающих нашу жизнь, за этим не следует. Мы получаем лишь резкий скачок дофамина без последующего получения награды, на которую рассчитывал наш мозг. Но поскольку погоня за наградой — главное предназначение дофамина, он никогда не прикажет вам остановиться, даже если результат не соответствует обещанию.

    Проблема возникает в том случае, если эти занятия (в нашем случае игры) провоцируют выработку дофамина, уровень которого сильно превосходит ваш базовый.

    Соответственно, чем скучнее у человека жизнь, а значит и ниже базовый уровень дофамина, тем большую амплитуду скачков будут создавать видеоигры. В этом случае игры — это яркая звезда на сером небосводе жизни. В то же время, если у человека хватает повседневных радостей, то его организм будет гораздо спокойнее реагировать на игры и они будут просто одним из многих источников получения удовольствия.

    Наша нервная система привыкла функционировать в условиях повседневных дел и природных удовольствий (еда, общение с окружающими и т. п.). Резкие скачки уровня дофамина приводят к сбою налаженной «системы поощрения». В создавшейся ситуации мозг становится не в состоянии отличить «хорошее» от «плохого».

     Большой всплеск дофамина (как и его отсутствие) — это также стресс для нашей нервной системы. В этом случае организм снижает чувствительность дофаминовых рецепторов, чтобы защитить нервные клетки от перенапряжения и устанавливает временной буфер, сохраняющий чувствительность рецепторов на низком уровне в течение длительного времени. Если в ближайшем будущем случится ещё один дофаминовый скачок, то нервная система будет к этому готова.

     Таким образом, «дешёвые» удовольствия, в том числе видеоигры, могут сводить на нет удовольствия от обычных повседневных дел, которые уже не рассматриваются мозгом как должное вознаграждение. И теперь сами игры также приносят меньше удовольствия.

    В создавшейся ситуации, чтобы получить такой же всплеск дофамина, человек вынужден либо сильнее стимулировать его выработку (пить больше, курить больше, играть больше), либо совмещать несколько зависимостей одновременно. Происходит возрастание толерантности.

    Видеоигры создают иллюзию освоения новых навыков и достижений, которые очень ценны для нашего мозга. Он думает, что они нужны для нашего выживания и поэтому поощряет этот процесс. По прошлому опыту ему известно, что игры — это самый безопасный и легкодоступный путь освоения новых навыков, получения нового опыта и достижений. Если есть несколько способов для достижения этих целей, наш мозг выберет те, которые требуют наименьших затрат. По большому счёту он не отличает виртуальность от реальности и именно поэтому мы всегда выбираем игры.

     Разумеется, разработчики заинтересованы в том, чтобы человек проводил в их играх как можно больше времени, намеренно манипулируя этими знаниями при создании игровых механик.

    Теперь, чтобы просто ощущать себя нормально в повседневной жизни, приходится регулярно прибегать к зависимостям, потому что только они позволяют «допрыгнуть» до прежнего базового уровня дофамина. То есть приходится прилагать усилия, чтобы достичь состояния удовлетворения и спокойствия, в котором человек со здоровой нервной системой находится всегда, не прилагая никаких усилий.

    C такой «просаженной» чувствительностью рецепторов человек ощущает постоянную нехватку энергии, повышенную раздражительность и депрессивное состояние. Ситуации, на которые он раньше не реагировал, теперь вызывают у него стресс. И в этот момент, из-за непонимания истинной сути, человек начинает искать внешние причины своего плохого состояния. Ему кажется, что в его жизни не хватает каких-то важных вещей, заполучив которые он наконец-то почувствует себя нормально.

Рекомендации:    Я ни в коем случае не утверждаю, что игры это обязательно плохо. Но они, как и любое увлечение, дающее быстрый и лёгкий выброс дофамина, могут незаметно привести нас к состоянию, в котором будет сложно выполнять даже самые простые повседневные задачи. Зная это, постарайтесь контролировать свои пристрастия и желания, чтобы не допускать чрезмерного завышения дофамина и не попасть в его ловушку.

Педагог-психолог Я.В. Браун

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-44