«Воспитать человека – значит, воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог и писатель. В 1988 году решением ЮНЕСКО Антон Макаренко вместе с Марией Монтессори, был признан одним из педагогов, определившим способ педагогического мышления XX века. Его воспитательная теория, основанная на привлечении к пассивному труду, достижении обозримых целей, принесении пользы всему коллективу отлично зарекомендовала себя в учебных заведениях разного типа.
Биография Макаренко Антона Семеновича служит прямым доказательством того, как любовь к своей работе может не только привести к успеху, но и изменить судьбы многих людей.
Детство и юность.
Антон Макаренко родился в небольшом городке Белополье Харьковской губернии в простой семье железнодорожного работника. Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».
Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году, а в 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который также окончил с отличием. В послереволюционные годы стал заведующим начальной школой в Полтаве.
Как А. Макаренко возглавил колонию.
Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьёзную угрозу. В 1920 году власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», – сформулирует потом Макаренко). Причём ресурсов – ни материальных, ни человеческих – на надлежащее укомплектование этих заведений, конечно, не хватало.
Новоиспечённый начальник колонии 32 летний Антон Макаренко по своей инициативе назвал её именем любимого писателя – Максима Горького – и создал буквально с нуля, пытаясь и быт обустроить, и найти контакт не просто с трудными, а с откровенно опасными подростками. И не только найти контакт, но и подготовить их к жизни в нормальном обществе. А.Макаренко понимал, что никакой готовой педагогической теории для его задач нет, а значит, её придётся «извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на глазах».
Колония находилась за городом, и Макаренко фактически создал там успешное сельскохозяйственное предприятие, которое почти полностью обеспечивало себя всем необходимым и при этом функционировало на принципах детского самоуправления. Именно эти слагаемые успеха, по его глубокому убеждению, и действовали как целительный инструмент перевоспитания.
В отношении воспитанников колонии действовал принцип сожжённой биографии – их тёмное прошлое полностью игнорировалось. Его не должны были обсуждать ни педагоги, ни сами подростки. Макаренко даже просил не присылать ему с новыми воспитанниками их личные дела.
И человеку, и коллективу важно иметь цели, к которым они движутся, считал А.Макаренко. Постановку целей он называл системой перспективных линий, а закон движения коллектива видел в том, что достижение целей рождает новые перспективы.
Писательский труд.
При жизни Антон Макаренко был известен, прежде всего, как писатель, автор «Педагогической поэмы», вместе с супругой создал «Книгу для родителей» и других художественных произведений. Только после смерти о нём заговорили как о великом советском педагоге, стали всерьёз изучать его опыт.
Интересные факты об А. Макаренко.
- Был человеком эмоциональным и в общении с воспитанниками не скрывал этого. Однажды он прочитал в педагогическом журнале совет педагогам разговаривать всегда ровным голосом, и его это возмутило. «С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по‑настоящему, а не так что – не то сердится, не то педагогическую мораль разводит».
- Придавал очень большое значение эстетике и аккуратности. Для него это были не мелкие детали, а очень значимые. Касалось это далеко не только упомянутых выше роз в помещениях колонии. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был», – писал Макаренко. Он также был убеждён, что столы в столовой непременно должны быть накрыты белыми скатертями, а не клеёнками: «Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти». И так – во всём, считал он.
Смерть. Педагог и писатель А. Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.