Русские народные песни – важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа.
Песни передавались из поколения в поколение. Истоком народного творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа, сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.
Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.
Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».
С 13 по 18 марта в группах НК 201, НК 202, НК 203 в рамках темы «Детские фольклорные ансамбли» по МДК 02.01. «Основы организации внеурочной работы в области музыкальной деятельности» прошел конкурс на лучшее исполнение русской народной песни.
Вокально-хоровая работа оценивалось по следующим критериям:
- соответствие выбранной русской народной песни возрастным и психологическим особенностям детей младшего возраста;
- представление вступительного слова о биографии песни, о характере основного поэтического и музыкального образов;
- музыкальная подготовка студента (знание текста, мелодии песни, интонационно - чистое исполнение песни под минусовую фонограмму);
- эмоциональное и выразительное исполнение песни (использование пластических движений).
На конкурсе прозвучали песни; «Большой Спас», «Добрый тебе вечер…», «Рождественская колядка», «Как по горкам, по горам», «Белый голубь», «Спас Нерукотворный», «Ивана Купала», «Во кузнице!», «В сыром бору тропина», «На горе-то калина…».
Итоги конкурса:
Грамоты за лучшее исполнение русской народной песни получили:
в группе НК 201 – Быкова Елизавета, Таранова Юлия, Баумтрок Алена, Вязовикина Елена;
в группе НК 202 - Денисова Мария, Двужилова Алина, Гаммершмидт Екатерина;
в группе НК 203 – Башмакова Арина.
Студенты представили разнообразные жанры русской народной песни – заклички, потешки, дразнилки, хороводные, исторические, рекрутские, свадебные песни и др. Исполнение русской народной песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкой современной музыке, которая является частью массовой культуры. И чтобы быть востребованными, многие исполнители делают современные аранжировки к народным песням. Я не могу сказать, что этого не надо делать, совсем наоборот – надо! Необходимо донести молодым то, на чем выросли мы и наши родители. Важно сделать хорошую, качественную аранжировку народной песни, написать хорошую эстрадную русскую песню.
Преподаватель ПЦК дисциплин специальности
«Преподавание в начальных классах»,
руководитель практики Т.А. Поливода.