С 15 по 19 мая в колледже прошла диагностика жизненных ценностей студентов 2-3 курса (групп НК201, НК203, НК211, НК212, НК213, ФК21).
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей человека, переосмысление имеющегося социального опыта участников, профессионального выбора. Материалы и оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «О жизни за две минуты», бланки к тесту «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, модифицированный вариант для студентов) бумага, ручки.
Жизненные ценности — это некий список убеждений и взглядов, который человек всегда соблюдает при совершении разных действий и поступков. В момент принятия важного решения человеку свойственно опираться на собственные жизненные ценности. Это помогает понять, что для нас является хорошо, а что плохо. Основные ценности формируются ещё с ранних лет и могут видоизменяться на протяжении жизни.
Для студентов 2 курса вопросы занятия оказались не столь актуальными. Зато для третьекурсников – все наоборот. Вот что значит попасть в поле проблемы! И, конечно, происходит это после практики, после работы с детьми в режиме нон-стоп.
Сначала студентам был предложен видеоролик, в котором актуализируется тема вечных ценностей. Ролик вызвал интерес, студенты делились своими мыслями о ценностях жизни. Затем они создали свой список ценностей и прокомментировали его. К традиционной триаде ценностей «семья» - «любовь» - «друзья», студенты неоднократно добавили: «увлечения», «финансы», «эмоции», «здоровье», «саморазвитие». Единичными добавлениями в этот список стали: «верность», «счастье», «успех», «еда», «доброта», «мечты», «статус», «доверие», «честность» и т.д.
Семья – это опора, она помогает не сдаваться, обеспечивает надежный тыл, здесь студенты ощущают себя комфортно и безопасно. Друзья – обычно их немного, либо их нет совсем – это сверстники, с которыми хорошо проводить свободное время, с ними связано веселье и радость. Любовь также признается ценностью, большинство студентов отмечают, что уже встретили свою любовь или находятся в поиске ее. Она дает заботу, внимание и понимание. Что касается учебы, то студенты связывают эту ценность со своим будущим, но отмечают, что учиться сложно, и у них есть проблемы.
Вторым этапом студенты отвечали на вопросы теста, касающегося их установок в области профессиональной деятельности. Согласно опроснику Э. Шейна возможны следующие «якоря карьеры»: менеджмент, профессиональная компетентность, служение, вызов, автономия, предпринимательство, стабильность и интеграция стилей жизни. По результатам тестирования лидирующими позициями у студентов стали: интеграция стилей жизни (I место), стабильность (II место), автономия (III место).
Данные результаты могут быть использованы преподавателями при работе со студентами, а также самими студентами для переосмысления будущей профессии. Например, внимание студентов должно быть обращено на то, что все полученные «якоря» вписываются в избранную специальность, включая «вызов», «менеджмент» и «предпринимательскую деятельность». Но, если все-таки в будущем выпускник планирует смену вида профессиональной деятельности, то он должен не один раз подумать, взвесить все «за» и «против», а также учитывать свой «якорь», т.е. свои смысложизненные ценности.
Педагог-психолог Я.В. Браун