Второй год в общеобразовательных школах города Рубцовска учителя музыки внедряют новую образовательную программу предметной области «Искусство» (Музыка). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Содержание предмета «Музыка» (1-4 кл.) структурно представлено восемью модулями.
В процессе реализации данной программы, наибольшие затруднения, вызывает освоение обучающимися содержания модуля №4 «Духовная музыка». Так как в классах обучаются дети, по-разному относящиеся к религии, дети разных национальностей, разных вероисповеданий, как все это учесть учителю? Да, современная педагогика поднимает вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательной школе?
Рассматривая данную проблему со студентами колледжа, мы пришли к выводу, что подход к освоению религиозно-духовной музыки должен носить культурологический характер. Методика должна содействовать осознанному восприятию детьми духовной музыки.
С 27.11.23. по 30.12.23. в группах НК 211, НК 212, НК 213 состоялся урок - конкурс по теме: «Требования образовательного стандарта начального общего образования по музыке. Примерная программа по музыке». (МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом).
Урок – конкурс прошел в три этапа:
1 этап – представление презентаций о жанрах религиозно-духовных песнопений (тропарь, кондак, хорал, стихира, ирмос, канон, молитва и др.);
2 этап – представление информации об образах Святых земли Русской (Сергий Радонежский, княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Александр Невский и др.), о праздниках церковного календаря, духовные стихи, духовные песни, иконы (создание буклетов);
3 этап – исполнение светской христианской колядки (на выбор).
Работая в подгруппах, студенты продемонстрировали такие профессиональные компетенции как:
- умение определять цель и задачи освоения религиозно–духовной культуры;
- оценивать процесс и результаты освоения религиозно–духовной культуры;
- проявлять практические и творческие навыки в создании буклетов и в исполнение песен.
На уроке- конкурсе «От Рождества до Крещения» были исполнены светские христианские колядки, такие, как: «Пасхальная весна», «Белый снег белёшенький», «Яркая звездочка на небе горит», «Ангел мой хранитель», «Восковые свечечки», «Слышите, звучат хоралы дивные!» и др. Также творческие навыки студенты продемонстрировали в создании буклетов.
Жюри оценивало содержательность презентации, ораторские способности выступающих, эмоциональность, душевность и выразительность исполнения светских духовных песен.
Итоги конкурса:
I место – Ханина М. (НК 211)
II место – Денисенко М., Темиргалина Д., Гуляева А. ( НК 211)
II место –Лопарева Ю., Кошмак Н. ( НК 212)
II место – Перевощикова Е., Романова Н.(НК 213)
III место – Кабанчук К., Полякова А., Чернякова А., Устьянцева Ю. (НК 211)
III место –Тарасова Д., Балакирева С., Кулашкина В., Хамова А., Марчукова Е. ( НК 212)
Духовная музыка является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства на Руси. За долгий период своего существования в ней накопилось огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Характерной чертой развития культуры нашей страны за последние годы стало возвращение к ее традиционным корневым основам, в том числе и к религиозно-духовным.
Преподаватель музыки
Поливода Т.А.