Психологическая культура – это многомерное психологическое явление, это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания, выступающий регулятором поведения человека.
Именно в психологической культуре человека проявляются его индивидуально-личностные и профессиональные способности.
Психологическая культура является важнейшим системообразующим фактором профессиональной компетентности любого специалиста, тем более педагога.
К основным составляющим психологической культуры современного педагога, относится:
1. Психологическая грамотность
2. Психологическая компетентность
3.Ценностностно-смысловой компонент
4. Рефлексия
Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах человека, способствует эффективному взаимодействию с обучающимися и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики обучающегося.
Психологическая компетентность - это наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, развитие эмпатии, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, чувству собственного достоинства, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше узнать ребенка, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.
Ценностно-смысловой компонент представляет собой систему ценностей, принятую педагогом и определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках, таких как установка на понимание, выявление творческого потенциала каждого ребенка, на коллективное творчество, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни, на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
Рефлексия педагога включает понимание себя и других, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития.
Повышение психологической культуры будет способствовать гармоничному развитию личности, разрешению внутренних конфликтов и противоречий, становлению субъектных качеств, нахождению конструктивных способов взаимодействия с собой, другими, с социумом, отвечать на вызовы современной действительности, сохраняя свою психологическую индивидуальность.
Основными организационно - педагогическими условиями развития психологической культуры являются:
- самодиагностика и самоанализ достижений в педагогической деятельности; включение преподавателя в рефлексивно-проектную деятельность;
- создание специальных (обучающих) ситуаций с целью развития рефлексивных способностей преподавателя;
- сотрудничество с коллегами в рефлексивно-проектной деятельности;
- обмен опытом между коллегами.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная система методической работы. Также имеют большой эффект проведение проблемных семинаров и практикумов, которые стимулируют самообразовательную деятельность педагогов.
Высокий уровень развития психологической культуры позволяет педагогу:
1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.
2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».
3.В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.
4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.
5. Правильно относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.
6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к личности и неповторимой индивидуальности.