Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 г. в семье известного варшавского адвоката и получил воспитание, основанное на прогрессивных традициях польской культуры. Писатель и врач, педагог- реформатор, великий гуманист минувшего века. Уникальный опыт Корчак в воспитании детей-сирот, его педагогические идеи, изложенные в книгах «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение».
Самая страшная ошибка – считать, что педагогика – наука о ребёнке, а не о человеке.
Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей.
Я. Корчак
Ветеран Русско-японской войны, талантливый врач и даровитый писатель, в 1911 году Корчак целиком переключился на педагогическую деятельность.
Он создал и построил в Варшаве детский приют «Дом сирот», который разительно отличался от всех подобных заведений того времени. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.
Я.Корчака призвали в армию в 1914 году. Вначале он руководил отделением в полевом дивизионном госпитале, потом оказался в приюте для детей-сирот из Украины, располагавшемся недалеко от Киева.
Книгу под названием «Как любить ребенка» Януш начал писать в военные годы. В 1919-м он выпустил первую трилогию, которая получила название «Ребенок в семье». В 1920-м она появилась из печати в полном объеме. Эта книга – своеобразное педагогическое кредо Корчака, в котором он объявил о праве каждого ребенка на смерть, на жизнь и возможность оставаться самим собой.
В Варшаве Я. Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. Однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей. В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли.
Главная цель, которую преследовал «Дом сирот» в годы оккупации Польши, заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить. Несмотря на весь ужас, происходивший в гетто, Дом сирот продолжал жить обычной жизнью. Строго соблюдались чистота и порядок, шли уроки, выпускалась газета, действовали детский сейм и товарищеский суд. Вот только лица детей становились все печальнее, а одежда все свободнее.
Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак остался со своими сиротами. Старый Доктор отклонил все предложения вывести его из гетто.
Друг детей, неистощимый кладезь оптимизма и мудрости 6 августа 1942 г., отвергнув предложение бежать из гетто, остался с двумястами своими воспитанниками и вместе с ними погиб в концлагере Треблинка.
Абсолютная ценность детства
Оригинальная система самоуправления, разработанная Я. Корчаком, во многом не утратила своей ценности и в настоящее время. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы.
Эта концепция была выстроена в согласии с мировоззрением самого Я.Корчака, который говорил: «Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается». Счастливое детство, по мнению педагога, является залогом гармоничной и радостной взрослой жизни.
Это чудесное «не знаю»
«Не знаю». Для науки это туманность, из которой возникают, из которой рождаются новые мысли, все более и более приближающиеся к истине.
«Не знаю» — для ума, не приученного к аналитическому мышлению, это пугающая пустота.
Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке. Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда».
Развивать самые прекрасные качества
Януш Корчак сознательно отказался от создания собственной семьи, осознавая заботу о чужих детях своим главным служением. Его считали чудаком или сумасшедшим, настолько все, что он делал, отличалось от общепринятой практики. После фашистской оккупации Польши Корчак, еврей по происхождению, вместе со своими воспитанниками оказался в Варшавском гетто. Несмотря на ужасные условия, хронический дефицит еды и угрозу скорой гибели, педагог до последнего дня готовил своих учеников к жизни, развивая в них самые прекрасные качества.
«Хороший» не равняется «удобный»
Еще в юном возрасте Януш Корчак понял, что такое нужда и бедность. Он начал подрабатывать репетиторством уже в пятнадцатилетнем возрасте. Его отец нуждался в дорогостоящем лечении от психического заболевания, денег в семье не хватало.
«Надо поостеречься, чтобы не путать «хорошего» с «удобным».
Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший.
Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни».
Януш Корчак — выдающийся педагог, он подарил нам новую педагогику, утвердив своими трудами бессмертие добра и человечности. Жизнь и деятельность Я. Корчака была и остаётся воспитательным примером для современных родителей, лиц и учреждений, осуществляющих опеку и попечительство детей.
Поэма «Кадиш» (с евр.- «молитва сына за умершего отца»)
Уходят из Варшавы поезда,
И скоро наш черед, как ни крути,
Ну, что ж, гори, гори, моя звезда,
Моя шестиконечная звезда,
Гори на рукаве и на груди!
Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
Когда я снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким,
И мир чудес открою заново.
…Звезда в окне и на груди — звезда,
И не поймешь, которая ясней,
Гудят всю ночь, прощаясь, поезда,
Глядит в окно вечерняя звезда,
А я прощаюсь с памятью моей… (1970 г. Александр Галич)