Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Время лучших

Подготовка народного учителя в техникуме – главное призвание Петра Федоровича Каптерева

Петр Федорович Каптерев — величайшая фигура в истории отечественного образования. Пытливый ум, эрудиция и широкий кругозор ученого определили диапазон его научных интересов. П. Ф. Каптерев исследовал проблемы дошкольной педагогики, теории общего и высшего образования, семейного и гражданского воспитания.

В качестве ученого участвовал в создание стройной, психологически обоснованной теории дидактики. Плодотворная общественно-педагогическая и научная деятельность П. Ф. Каптерева легла в основу  системы подготовки учителей и воспитателей в техникумах.

 

За пятьдесят лет научно-педагогической деятельности ученым опубликовано около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги по психологии.

П.Ф. Каптерев родился 7 июля 1849 года в селе Клёново Московской губернии, в течение шести лет проходил обучение в духовной семинарии, после чего поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1872 году, по окончании академии был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию, начал работать в Петербургской духовной семинарии и академии в качестве преподавателя следующих дисциплин: психология, дидактика, логика, педагогика.

Педагогическую работу в Петербургской духовной семинарии П.Ф. Каптерев совмещал с работой в воскресной школе, занимался чтением лекций на Фрёбелевских курсах, продвигал женское образование при Мариинском ведомстве, был преподавателем в частных женских гимназиях. Активно участвовал в работе Родительского кружка, занимающегося просвещением родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, педагогического музея, организованного на базе военных учебных заведений. В 1921 году был назначен деканом на педагогическом факультете при Воронежском университете, являлся организатором Воронежского педагогического техникума.

Вклад в науку

Большинство исследователей научного творчества П.Ф. Каптерева отмечают его индивидуальный стиль изложения, в том числе, умение о сложном рассказать просто и понятно, выражать мысли предельно емко, убедительно и аргументировано.

В ходе разработки проблем школьного образования П.Ф.Каптерев уделял внимание вопросам формирования познавательного интереса средствами использования эвристических бесед, обосновал необходимость знаний детской психологии в организации обучения и воспитания детей школьного возраста, кроме того, разработал рекомендации по воспитанию и обучению одарённых детей.

Важнейшими принципами в дидактике П.Ф. Каптерев считал индивидуализацию обучения и воспитания, развитие в процессе обучения, воспитывающий характер обучения. Была обоснована необходимость замены классно-урочной системы на предметные классы, введения разнообразных типов школ, деления школ на отделения в соответствии с возрастом и способностями детей.

Знаменательными в научном творчестве П. Ф. Каптерева были его историко-педагогические труды. В работах «Странички из истории первоначального воспитания детей в России» (1896 г.), «Идеи о первоначальном воспитании в классической древности» (1900 г.), «История русской педагогии» (1909, издание было удостоено медали им. К. Д. Ушинского) и другие ученым впервые были осмыслены и раскрыты особенности становления и развития педагогического самосознания русского народа.

Система подготовки народного учителя

После 1917 года П. Ф. Каптерев заинтересованно обсуждал новые подходы к организации народного образования. В статье «Новая школа в новой России» он изложил программу демократического обновления школы, в основе которой представлял реализацию принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения. В 1918 года П. Ф. Каптерев, после  перенесения двукратного воспаление легких, для восстановления здоровья переезжает из Петербурга в Воронежскую губернию. В 1921 года П. Ф. Каптерев становится первым деканом на педагогическом факультете Воронежского государственного университета.

В том же 1921 году Петр Федорович получает еще одно предложение, теперь уже от губернатора: организовать и возглавить первый воронежский педагогический техникум. П. Ф. Каптерев с энтузиазмом принял предложение. Он активно занимался учебно-организационной работой, материальным обеспечением кабинетов и лабораторий, комплектацией штата сотрудников, созданием библиотеки и покупкой учебных пособий.

Но важнейшей задачей создаваемого им детища считал качественную подготовку будущих учителей.

В техникуме были созданы два отделения: дошкольное и школьное. Сам Петр Федорович вел занятия на дошкольном отделении, где читал психологию детского возраста и историю дошкольной педагогики.

В течение года ему удалось не только организовать учебно-воспитательный процесс педтехникума, но создать на его базе систему учебно-воспитательных учреждений: детский сад, опытная школа первой ступени, показательная школа и педагогический музей.

Уход из жизни

13 сентября 1922 года Воронежский университет, коллектив педагогического техникума и городские власти готовились отметить 50-летие научно-педагогической деятельности П. Ф. Каптерева, но этому торжественному событию не суждено было случиться. 5 сентября по заведенному распорядку дня Петр Федорович сделал утреннюю гимнастику, после которой выкупался в реке. На обратном пути его застал сильный дождь. Он был одет в легкую льняную толстовку, в результате промок до последней нитки. Вечером началось очередное воспаление легких, которое стало последним в его жизни. На следующий день, 6 сентября 1922 года, ученый скончался.

10 сентября 1922 года «Воронежская коммуна» поместила некролог, в котором С. Н. Введенский выразил скорбь о потере коллеги следующими словами: «Окидывая умственным взором свою долговременную научно-педагогическую работу, Петр Федорович чувствовал себя истинным сеятелем «разумного, доброго, вечного», творцом тех духовных ценностей, которые выходят далеко за пределы единичного существования и не умирают никогда».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07