Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Время лучших

Время лучших. К 200-летию Константина Дмитриевича Ушинского – основоположника научной педагогики

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – родоначальник научного подхода к педагогике в России. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.

Примечательно, что современные приверженцы классической традиционной школы опираются на педагогику К.Ушинского, однако весь свой жизненный путь он провел как ярый реформатор и шёл против официальной системы обучения.

Биография К.Д.Ушинского берет начало в Туле 1824 года. Константин Дмитриевич родился в семье мелкопоместных дворян, и детские годы провел в фамильном имении вблизи города. Окончив гимназию, в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, получил кандидатскую степень и уже в 1846 году исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.

Но вскоре в 1849 году Константин Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка.

Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Он изменил жизнь института кардинально – заменил механическую бездумную зубрёжку, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам, открыли дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.

Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.

Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.

Руководство снова недовольное нововведениями увольняет в 1862 году молодого преподавателя. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах. К.Д.Ушинский действительно принялся изучать образовательные системы стран мира и вынес революционные идеи для российского образования. К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.

 В 1867 году вернулся на родину, где приступил к работе над уже третьим томом книги «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то, что он не смог довести начатое до конца, он успел сделать серьезный вклад в развитие образования в России.

Педагогические идеи Константина Ушинского:

- в области преподавания нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой;

- с ранних лет ученики знакомятся с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь;

- обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным;

- развитие нравственных начал в учениках, привитие дисциплины, гуманности, чувство собственного достоинства. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове;

- обучение – не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно;

- обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного – к отвлечённому, от знакомого – к незнакомому, от единичного – к сложному, от частного – к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях;

- задача первоначального обучения – сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение – всё-таки труд;

- воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение, тактичное поведение педагога. Обязательно учебный процесс  дополняется поощрительными и предупреждающими мерами;

- в образовании должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Это воспитывает патриотизм в подрастающем поколении, внушает национальную гордость.

Примечательно, что даже спустя века с момента смерти великого педагога издаются его произведения. Книга «Детский мир. Хрестоматия» продолжает весьма успешно издаваться и покупаться по всей российской территории. Она считается одним из самых популярных сборников, в которой содержатся отобранные К.Д.Ушинским лучшие произведения, когда-либо написанные для лиц в возрасте 6-13 лет.

Учебная книга «Родное слово» Ушинского издавалась с 1864 года вплоть до революции. Уроки сопровождались рассказами, сказками К.Д.Ушинского, скороговорками, пословицами. В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.

Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. К.Д.Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.

Интересные факты об К.Д. Ушинском

К.Д.Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика.

В Смольном институте К.Д.Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».

Будущий автор «Родного слова» – руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, – в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные», т.е. примерно тройка с плюсом. Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».

К.Д.Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги, но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог позволить себе кучера с повозкой).

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память, дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07