Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

odnoklassnikitelegramvkontaktelogorutub

Школа ответственного родительства

Толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

   Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!».

   Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

(Притча)

   Реалии нашей современной жизни таковы, что людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Этому «способствуют» ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. Среди таких людей есть и дети.
Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилось в 2 раза. Сегодня в России их более 13 000 000 человек. По данным ВОЗ всего в мире более 1 млрд человек являются инвалидами. Для многих цифры кажутся неправдоподобными. Но если мы не видим этих людей на улицах города, это не значит, что их не существует. Многие из них предпочитают без лишней надобности не выходить из дома, чтобы не подвергать себя стрессу - условия для жизни людей с ограниченными возможностями в наше обществе не слишком хороши.
   Но разве не пора поменять к людям с инвалидностью и ОВЗ привычное негативное, снисходительное или настороженное отношение?
У каждого человека от рождения есть какой-то Дар, данный ему свыше. Если инвалид не может проявить себя, скажем в спорте, искусстве или ремесле, значит, ему уготован иной Дар. Инвалиды – лакмусовая бумажка, они зеркало общества, зеркало его души. Это и есть дар. Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным?
   Толерантность (лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии". Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.
    Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.
   Этот процесс небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не обойтись и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача. С помощью распространения информации, создания социальных роликов, возможно, сформировать должное отношение к этой категории граждан. Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают специальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги… И это дает свои результаты.
   Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.
   Взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса. Инвалиды воспринимаются отличающиеся и как лишённые многих возможностей. Это порождает неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, реже - сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми.
   Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что и инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько обще, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств: доброты, отзывчивости и т.п..
   Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими.
   Как показывает опыт, больше возможностей интеграции в общество, имеют инвалиды, проживающие в городах и районных центрах, а инвалиды из сел и маленьких деревень порой и вовсе не пользуются предназначенными для них услугами и, кроме пенсии, ни о чем и не знают. Тем не менее, в крупных населенных пунктах, мегаполисах люди с инвалидностью чаще испытывают притеснения и обиды при повседневном взаимодействии с обществом.
   Так или иначе, процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, что очень важно, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.
Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней.
Рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
    СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок. Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для окружающих.
   Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой.
   Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Важно избежать обвинений в адрес общества или жалости к инвалидам. Очень простые, человеческие, жизненные примеры показывают, что у нас много общего, что мы можем жить вместе, и тому есть множество доказательств. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми.
   В том, что жизнь человека с инвалидностью может быть насыщенной и наполненной смыслом, можно не сомневаться! Достаточно привести примеры российской певицы Юлии Самойловой, историю Ника Вучича, биографию Дэвида Хокинса или просто посмотреть художественный фильм «Один плюс Один».
Каждый из нас может внести свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем обществе. Давайте же не будем отворачиваться от этих людей! Вместе мы справимся с любыми трудностями!

Автор-составитель: Педагог-психолог Я.В. Браун

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-07