«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли»
А.П. Чехов
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Актуальность эстетического воспитания человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».
Начинается оно с ранних лет жизни, и именно семья становится благодатной почвой для первых ростков эстетического отношения к природе, общественной жизни, быту. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.
Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать.
Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:
• средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;
• воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;
• развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;
• развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом.
В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание.
Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Родители закладывают основу, передают детям самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, следует последовательно прививать эстетику поведения через:
• создание семейных традиций в подготовке и проведении различных праздников. Дети могут активно участвовать в изготовлении украшений, игрушек, костюмов для бала-маскарада, создании семейного спектакля,
• способствовать посещению ребенком уроков и дополнительных занятия в музыкальных, художественных кружках, творческих студиях, литературные общества;
• продумывать интерьер квартиры, поддерживать чистоту, аккуратность;
• покупка одежды и предметов быта должна обсуждаться на семейном совете, обосновываться выбор вещей с точки зрения эстетической гармонии цвета, ткани, уместности ситуации;
• посещайте совместно с ребенком культурные мероприятия. Не всегда есть возможность организовывать экскурсии в музеи, на выставки, однако современные технологии позволяют посещать онлайн версии. Например, сайт «Культура. РФ» имеет богатейшие материалы, благодаря которым можно посетить культурные события, не выходя из дома;
• принимайте заинтерисованное участие в подготовке творческих домашних заданий;
• объясняйте необходимость бережного отношения к природе, животному миру. Приобретите питомца для вашего ребенка, комнатное растение. Покажите ребенку, как важно и полезно заботиться о живых;
• помимо легкой развлекательной музыки старайтесь посещать с детьми лекции-концерты, где рассказывается о творчестве композиторов;
• вносите культурное, эстетичное поведение в повседневной жизни: придержите двери в магазине, библиотеке, или кафе. Этот простой жест учит вашего ребенка уважению и ответственности по отношению к окружающим;
• способствуйте посещению ребенком уроков и дополнительных занятия в музыкальных, художественных кружках, творческих студиях, литературные общества.
Приведем высказывание доктора педагогических наук Блонского П.П. «Возраст юношества – возраст очень сильных эстетических переживаний. Кто бегает жадно по концертам и выставкам картин? Кто зачитывается стихами и романами, по вечерам «сочиняет»? Чьи мечты и грезы волнуются от созерцания красот природы? Кто чаще всех твердит слово «красиво»?» и поможем сформировать у детей стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Преподаватель А.В. Богомозова