Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Школа ответственного родительства

Отношения старшеклассников с родителями: основные стратегии взаимодействия

Отношения старшеклассников с родителями: основные стратегии взаимодействия

Согласно нормативным федеральным документам (ФГОС) к выпускнику старших классов ((14)15-17 лет) предъявляются достаточно высокие требования – к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению.

Специалист в области психологии старшего школьного возраста Е.А. Шумилин отмечает, что к окончанию школы юноши и девушки должны быть психологически готовыми к взрослой жизни, а это предусматривает наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни и будущей семейной жизни, а именно:

 - потребность в общении с другими людьми;

 - потребность и способность творчески работать;

 - умение теоретически мыслить и ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире;

 - наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе и окружающим.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для профессионального, социального и личностного самоопределения школьников – центрального новообразования старшего подросткового возраста (И.С. Кон, Е.А. Шумилин).

Самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, но осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни старших подростков. Именно в старшем школьном возрасте происходит интенсивное становление человека как субъекта межличностных отношений.

Характеристики личности старшеклассника как субъекта отношений и взаимоотношений отражены в работах А.Я. Данилюк, А.М. Кондракова, В.А. Тишкова, Р.М. Шамионова, а также в нормах и стандартах образовательной системы (ФГОС):

 - способность разбираться в сложной системе социальных отношений;

 - умение брать на себя ответственность и способность принимать самостоятельные решения;

 - осознание себя социально активной личностью; - социальная компетентность и избирательность;

 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;

 - сформированность системы значимых межличностных отношений;

 - готовность к сотрудничеству, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

 - эффективность в разрешении конфликтов в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности;

 - эффективные навыки общения в образовательной, общественной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.

Как отмечает Р.М. Шамионов, «личность, выстраивая свои отношения с окружающим миром, неминуемо задействует те свои инстанции, которые имеют социально-психологическую природу,… формируются с помощью процессов социализации и развития,… выстраивают сложные комплексы поведения… «реализатором» этого сложного процесса выступает субъектность личности». Становление старшеклассника как субъекта межличностных отношений обуславливается, с одной стороны, процессом самоутверждения и реализации в кругу сверстников, с другой – отделением себя от родителей (эмансипацией). Система межличностных отношений старшего школьника перестраивается, меняется и место подростка в ней.

Качества, приобретаемые старшеклассником к концу подросткового возраста

1) Ответственность - внутренняя форма саморегуляции деятельности старшеклассника в результате интериоризации социальных норм, ценностей и правил;

2) Самостоятельность – способность следовать своим убеждениям, полагаясь на собственные силы и не прибегая без нужды к помощи других);

3) Активность - генеральная характеристика субъекта в его отношениях с миром, осуществляемых в деятельности, познании, общении, созерцании, поведении;

4) Рефлексивность – готовность к осмыслению окружающей действительности и себя, а также готовность к последующей сознательной активности, направленной как вовне, так и на саморазвитие;

5) Личностная автономия – суверенность жизненного пространства личности.

Достижение личностной автономии старшеклассником характеризуется самостоятельностью и ответственностью в принятии решений и целеполагании, уменьшением потребности в эмоциональной поддержке родителей и неконфликтным переживанием выхода из-под родительской опеки, осознанием своих подлинных интересов, ценностей и убеждений.

Структура автономной зрелой личности выделена в работах Н.Д. Михеевой, А.В. Мизиновой :

 - внутренняя гармония;

 - стабильная и реалистичная самооценка;

 - свобода выбора;

- стабильное настроение и адекватность выражения эмоций.

 6) Личностная зрелость – «сложное по структуре и содержанию образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации, выраженной волевой саморегуляцией, высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией».

Многие родители, особенно остро переживающие подростковый период своих детей, с нетерпением ждут их взросления в надежде, что они изменятся в лучшую сторону. Но переход в старшие классы вовсе не гарантирует автоматического взросления: часто психологический возраст ребят не соответствует биологическому.

Старшеклассники и подростки

Особенность периода ранней юности — стремление к психологической независимости в суждениях, политических взглядах, поступках. В этот период формируется представление о себе как о взрослом человеке, о будущей профессии, наблюдается самоорганизация в обучении. Со взрослыми юноши хотят быть «на равных».

Старшеклассники, «застрявшие» в подростковом возрасте, как правило, не умеют владеть собой, излишне самоуверенны и конфликтны. Обучение уходит на задний план, хочется больше общаться со сверстниками и развлекаться. Такое поведение не предполагает самостоятельности, поэтому ее нужно воспитывать.

Попросите своего ребенка ответить на вопрос: «Зачем ты пошел/идешь в 10-й класс?»

Варианты ответов могут быть следующие:

  1. Мне нравится учиться
  2. Так захотели родители, я согласился
  3. Выбранная мной профессия предполагает поступление в вуз
  4. Не хотел расставаться с одноклассниками

Из четырех вариантов нужно выбрать только один. Если это 1-й или 3-й вариант то, скорее всего, психологически ваш сын — старшеклассник. Следовательно, и относиться к нему стоит как к взрослому и самостоятельному человеку: поручайте ответственные дела, уважайте его мнение. Если ребенок выбрал ответы под номерами 2 или 4 то, скорее всего, он подросток, и задачей родителей будет помочь ему осознать свои желания и постараться воплотить их в жизнь.

Несколько советов родителям подростков-старшеклассников

1. Возьмите в привычку разговаривать с ребенком, и старайтесь больше слушать, чем говорить. Не навязывайте своего мнения, с уважением относитесь к его суждениям и мыслям, ищите в словах ребенка рациональное зерно. Обращайтесь к нему за посильной помощью не только в быту, но и там, где он разбирается лучше вас: в гаджетах, например.

2. Научите сына и дочь договариваться. Это умение пригодится им в будущем: в работе, в семье, да и вообще в жизни. Предложите своему школьнику заключить договор, например, на более усердное учение. Обратите внимание на то, что переговоры – это взаимовыгодный процесс, когда каждый получает возможность добиться своей цели. Убедитесь, что требования выполнимы, и оговорите неустойку. Никогда не заключайте «денежный» договор, ни к чему хорошему это не приведет. С вашей стороны это могут быть какие – либо уступки, нематериальные поощрения.

3. В современном мире явление, когда подростки «ничего не хотят», кроме как проводить время за компьютером, достаточно распространено. Учатся кое-как, о будущем не думают. Попробуйте использовать следующий прием: проанализировав деятельность ребёнка, найдите не менее десяти положительных дел, которые у него хорошо получаются. Ежедневно упоминайте об этих умениях в разговоре. Но делайте это ненавязчиво, как бы мимоходом. Закрепив эту часть «плана», предложите совершенствовать эти навыки. И, наконец, говорите друзьям и знакомым об успехах вашего ребёнка, и обязательно в его присутствии. Гордитесь своим ребенком, даже если пока совсем нечем, и увидите, что у него появится желание попробовать себя в чем-то.

4. Когда ситуация заходит в тупик, и сын хамит, не слушает, создает в семье постоянные конфликты, – попробуйте использовать технику двух шагов психолога Екатерины Мурашовой: перестаньте делать то, что вы до этого предпринимали в отношениях с подростком. Договоритесь со всеми членами семьи, что на протяжении 2-3 недель вы не отбираете компьютер, не уговариваете, не кричите (при условии, если раньше делали это). В эти недели вы общаетесь примерно так: «Привет, сын!», «Спокойной ночи!» Разговаривать на общие темы «о природе и погоде» можно. Если сын обратится с проблемой – принять, ответить четко и коротко. Если что-то купить, то «нет», если что-то другое – по ситуации. Если подросток отпрашивается куда-то, то обязательно нужно сказать, одобряете вы это или нет, и добавить, что силой удерживать не будете. При принятии им решения в вашу пользу обязательно дайте положительную обратную связь – есть шанс, что сыну захочется удержать непривычное бесконфликтное существование, и в дальнейшем он будет вам уступать. Сам по себе описанный прием глобально ничего не решит, но избавит от выматывающих конфликтов.

5. Позвольте совершать ошибки. Научите детей воспринимать ошибку не как неудачу, а как опыт. Не спешите критиковать за неправильные мысли и поступки, дайте шанс показать себя с лучшей стороны. И обязательно верьте в своего ребенка, ведь вера творит чудеса!

Составитель: Преподаватель психологии высшей категории Кушелева М.В.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ул. Комсомольская, 158, г. Рубцовск, 658207
Телефон: (385 57) 7-00-80 Факс: 7-00-80
Web: http://rub-rpc.ru   E-mail: rubrpc@22edu.ru  
ИНН 2209011304, КПП 220901001
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж»  л/с 20176X20190)

Температура в "РПК"

Актуальная температура в колледже:

Главный корпус: +20.

Общежитие: +21.

"Горячая линия" : (3852) 20-64-44