Согласно нормативным федеральным документам (ФГОС) к выпускнику старших классов ((14)15-17 лет) предъявляются достаточно высокие требования – к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению.
Специалист в области психологии старшего школьного возраста Е.А. Шумилин отмечает, что к окончанию школы юноши и девушки должны быть психологически готовыми к взрослой жизни, а это предусматривает наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни и будущей семейной жизни, а именно:
- потребность в общении с другими людьми;
- потребность и способность творчески работать;
- умение теоретически мыслить и ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире;
- наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе и окружающим.
Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для профессионального, социального и личностного самоопределения школьников – центрального новообразования старшего подросткового возраста (И.С. Кон, Е.А. Шумилин).
Самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, но осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни старших подростков. Именно в старшем школьном возрасте происходит интенсивное становление человека как субъекта межличностных отношений.
Характеристики личности старшеклассника как субъекта отношений и взаимоотношений отражены в работах А.Я. Данилюк, А.М. Кондракова, В.А. Тишкова, Р.М. Шамионова, а также в нормах и стандартах образовательной системы (ФГОС):
- способность разбираться в сложной системе социальных отношений;
- умение брать на себя ответственность и способность принимать самостоятельные решения;
- осознание себя социально активной личностью; - социальная компетентность и избирательность;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;
- сформированность системы значимых межличностных отношений;
- готовность к сотрудничеству, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- эффективность в разрешении конфликтов в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности;
- эффективные навыки общения в образовательной, общественной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.
Как отмечает Р.М. Шамионов, «личность, выстраивая свои отношения с окружающим миром, неминуемо задействует те свои инстанции, которые имеют социально-психологическую природу,… формируются с помощью процессов социализации и развития,… выстраивают сложные комплексы поведения… «реализатором» этого сложного процесса выступает субъектность личности». Становление старшеклассника как субъекта межличностных отношений обуславливается, с одной стороны, процессом самоутверждения и реализации в кругу сверстников, с другой – отделением себя от родителей (эмансипацией). Система межличностных отношений старшего школьника перестраивается, меняется и место подростка в ней.
Качества, приобретаемые старшеклассником к концу подросткового возраста
1) Ответственность - внутренняя форма саморегуляции деятельности старшеклассника в результате интериоризации социальных норм, ценностей и правил;
2) Самостоятельность – способность следовать своим убеждениям, полагаясь на собственные силы и не прибегая без нужды к помощи других);
3) Активность - генеральная характеристика субъекта в его отношениях с миром, осуществляемых в деятельности, познании, общении, созерцании, поведении;
4) Рефлексивность – готовность к осмыслению окружающей действительности и себя, а также готовность к последующей сознательной активности, направленной как вовне, так и на саморазвитие;
5) Личностная автономия – суверенность жизненного пространства личности.
Достижение личностной автономии старшеклассником характеризуется самостоятельностью и ответственностью в принятии решений и целеполагании, уменьшением потребности в эмоциональной поддержке родителей и неконфликтным переживанием выхода из-под родительской опеки, осознанием своих подлинных интересов, ценностей и убеждений.
Структура автономной зрелой личности выделена в работах Н.Д. Михеевой, А.В. Мизиновой :
- внутренняя гармония;
- стабильная и реалистичная самооценка;
- свобода выбора;
- стабильное настроение и адекватность выражения эмоций.
6) Личностная зрелость – «сложное по структуре и содержанию образование, представленное сформированной на данный момент развития субъекта иерархией ценностей и мотивов индивидуализации и социализации, выраженной волевой саморегуляцией, высокой произвольностью поведения наряду с выраженной социальной адаптацией».
Многие родители, особенно остро переживающие подростковый период своих детей, с нетерпением ждут их взросления в надежде, что они изменятся в лучшую сторону. Но переход в старшие классы вовсе не гарантирует автоматического взросления: часто психологический возраст ребят не соответствует биологическому.
Старшеклассники и подростки
Особенность периода ранней юности — стремление к психологической независимости в суждениях, политических взглядах, поступках. В этот период формируется представление о себе как о взрослом человеке, о будущей профессии, наблюдается самоорганизация в обучении. Со взрослыми юноши хотят быть «на равных».
Старшеклассники, «застрявшие» в подростковом возрасте, как правило, не умеют владеть собой, излишне самоуверенны и конфликтны. Обучение уходит на задний план, хочется больше общаться со сверстниками и развлекаться. Такое поведение не предполагает самостоятельности, поэтому ее нужно воспитывать.
Попросите своего ребенка ответить на вопрос: «Зачем ты пошел/идешь в 10-й класс?»
Варианты ответов могут быть следующие:
- Мне нравится учиться
- Так захотели родители, я согласился
- Выбранная мной профессия предполагает поступление в вуз
- Не хотел расставаться с одноклассниками
Из четырех вариантов нужно выбрать только один. Если это 1-й или 3-й вариант то, скорее всего, психологически ваш сын — старшеклассник. Следовательно, и относиться к нему стоит как к взрослому и самостоятельному человеку: поручайте ответственные дела, уважайте его мнение. Если ребенок выбрал ответы под номерами 2 или 4 то, скорее всего, он подросток, и задачей родителей будет помочь ему осознать свои желания и постараться воплотить их в жизнь.
Несколько советов родителям подростков-старшеклассников
1. Возьмите в привычку разговаривать с ребенком, и старайтесь больше слушать, чем говорить. Не навязывайте своего мнения, с уважением относитесь к его суждениям и мыслям, ищите в словах ребенка рациональное зерно. Обращайтесь к нему за посильной помощью не только в быту, но и там, где он разбирается лучше вас: в гаджетах, например.
2. Научите сына и дочь договариваться. Это умение пригодится им в будущем: в работе, в семье, да и вообще в жизни. Предложите своему школьнику заключить договор, например, на более усердное учение. Обратите внимание на то, что переговоры – это взаимовыгодный процесс, когда каждый получает возможность добиться своей цели. Убедитесь, что требования выполнимы, и оговорите неустойку. Никогда не заключайте «денежный» договор, ни к чему хорошему это не приведет. С вашей стороны это могут быть какие – либо уступки, нематериальные поощрения.
3. В современном мире явление, когда подростки «ничего не хотят», кроме как проводить время за компьютером, достаточно распространено. Учатся кое-как, о будущем не думают. Попробуйте использовать следующий прием: проанализировав деятельность ребёнка, найдите не менее десяти положительных дел, которые у него хорошо получаются. Ежедневно упоминайте об этих умениях в разговоре. Но делайте это ненавязчиво, как бы мимоходом. Закрепив эту часть «плана», предложите совершенствовать эти навыки. И, наконец, говорите друзьям и знакомым об успехах вашего ребёнка, и обязательно в его присутствии. Гордитесь своим ребенком, даже если пока совсем нечем, и увидите, что у него появится желание попробовать себя в чем-то.
4. Когда ситуация заходит в тупик, и сын хамит, не слушает, создает в семье постоянные конфликты, – попробуйте использовать технику двух шагов психолога Екатерины Мурашовой: перестаньте делать то, что вы до этого предпринимали в отношениях с подростком. Договоритесь со всеми членами семьи, что на протяжении 2-3 недель вы не отбираете компьютер, не уговариваете, не кричите (при условии, если раньше делали это). В эти недели вы общаетесь примерно так: «Привет, сын!», «Спокойной ночи!» Разговаривать на общие темы «о природе и погоде» можно. Если сын обратится с проблемой – принять, ответить четко и коротко. Если что-то купить, то «нет», если что-то другое – по ситуации. Если подросток отпрашивается куда-то, то обязательно нужно сказать, одобряете вы это или нет, и добавить, что силой удерживать не будете. При принятии им решения в вашу пользу обязательно дайте положительную обратную связь – есть шанс, что сыну захочется удержать непривычное бесконфликтное существование, и в дальнейшем он будет вам уступать. Сам по себе описанный прием глобально ничего не решит, но избавит от выматывающих конфликтов.
5. Позвольте совершать ошибки. Научите детей воспринимать ошибку не как неудачу, а как опыт. Не спешите критиковать за неправильные мысли и поступки, дайте шанс показать себя с лучшей стороны. И обязательно верьте в своего ребенка, ведь вера творит чудеса!
Составитель: Преподаватель психологии высшей категории Кушелева М.В.