В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного ребенка.
Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно – духовным воспитанием детей. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.
В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.
Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья – это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга – одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.
Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть – это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задает вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя.
Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности.
Самовоспитание – это определенный тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определенному идеалу.
Активная деятельность – основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенности собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.
Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.
Важно помочь ребятам в организации самопрогнозирования. Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть краткосрочным (дни, недели), среднесрочным (каникулы) или долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи, быта). Но все виды прогноза реальны в семье при активном участии родителей.
Но далеко не все юноши и девушки готовы к прогнозированию, в зависимости от типов отношений к своему будущему. Мы можем предложить классификацию, но она очень условна, черты типов могут пересекаться между собой. Она дает возможность учитывать особенности прогностической деятельности подростков, помочь им в самовоспитании.
«Фаталисты» не задумываются о завтрашнем дне, считают, что все заранее предопределение судьбой и от нее не уйдешь. Здесь сказывается боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего.
«Стрекозы» – имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они не хотят задумываться о завтрашнем дне. В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего.
«Муравьи» – люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать свои поступки в соответствии с событиями и планами. Они способны ко всем видам прогнозов.
«Компьютеры» – для них характерно планирование каждого своего шага, вплоть до мелочей. Они не просто планируют, они занимаются самим процессом и для них это важнее, чем просто предвидеть события. Этим подросткам свойственно ответственное отношение к своим обязанностям, но и мнительность, тревожность, нерешительность в сложных ситуациях. Они тверды в своих решениях, могут доводить их до конца.
«Кассандры», или «Прорицатели беды» – такие видят в будущем только неприятности и пытаются в каждом шаге «избежать неизбежных бед», застраховаться от проблем. Это лишает их удовольствия от радости сегодняшнего бытия. Они склонны к одиночеству, скрывают свои мысли и намерения, часто пессимистичны.
Становится очевидным, что самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые, и, при правильном подходе, эти навыки должны перейти во внутреннее требование подростка к себе.
Практические советы родителям:
- Научите детей выражать свое мнение.
- Поощряйте живые семейные заботы, уважайте точку зрения своих детей, даже если вы с ними не согласны.
- Научить своего ребенка иметь собственное мнение – важная воспитательная задача родителей.
- Рассказывайте ребенку, что вы думаете по поводу справедливости тех или иных действий.
- Когда случаются ситуации, которые требуют морального, нравственного решения, вовлекайте ребенка в них.
- Прививайте ребенку моральные ценности постоянно, подкрепляя конкретными примерами, пока у вас есть влияние на него.
- Если у ребенка не сформировалась собственная система управления, он легко может стать жертвой сверстников. Дети, которые выросли в семьях, где преобладает сильная система руководства, становятся лидерами у сверстников, у них свой жизненный курс.
- Родители могут порекомендовать детям некоторые правила, выполнение которых обеспечит каждому юноше и девушке успех в самовоспитании.
Правила самовоспитания:
- Определи цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябает. Жизнь без цели – гибель души и разума.
- Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.
- Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя и тех, кто тебя окружает. Воспитывая себя, воспитывай и других.
- В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.
- Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.
- Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний день.
- Поменьше вини в своих неудачах кого-то другого, почаще – себя. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.
- Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду».
Используемые источники
- Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности / М. Ш. Яхшиева, Ширин Камолова, Э. С. Эшонкулов [и др.]. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 62-64.[Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://moluch.ru/th/4/archive/4/9/ (дата обращения: 07.03.2023).
- Шепель Е. Н. Какую роль играют родители в нравственном воспитании детей? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjd6rv_nMn9AhVfmIQIHXr0BzAQFnoECBEQAQ&url=http%253A%252F%252Fgymnasium.pruzhany.by%25(дата обращения: 07.03.2023).
Материал подготовила преподаватель Большина И. Г.